| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 18.01.2010 № 52
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2010 № 16501)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 05.04.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 16.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 16 апреля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. № 16501
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 января 2010 г. № 52
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 036000 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ГУМАНИТАРНОЙ
СФЕРЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 18 января 2010 г. № 52
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 036000 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ В ГУМАНИТАРНОЙ
СФЕРЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T----------------------------T----------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) форме обучения увеличиваются на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров включает:
совершенствование и применение интеллектуальных систем в гуманитарной сфере;
формирование баз знаний, формализацию и автоматизацию рассуждений для создания интеллектуальных систем, интеллектуального анализа данных и поддержки принятия решений, прежде всего в социальной сфере и медицине, в робототехнике, в сфере поиска информации и интеллектуализации ее обработки в Интернет;
практическую и исследовательскую деятельность по изучению и моделированию средств представления знаний и оперирования с ними, т.е. по изучению и моделированию человеческих рассуждений для повышения эффективности интеллектуальных процедур, в том числе поддержки принятия решений, прежде всего в социальной сфере, медицине, в робототехнике, в сфере поиска и обработки информации в Интернет;
профессиональную деятельность в сфере программного и лингвистического обеспечения информационных (в том числе интеллектуальных) систем, а также во всех организациях, имеющих подразделения по автоматизированной обработке текстовой, числовой и графической информации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
системы управления базами данных;
информационные системы;
системы машинного перевода и компьютерной лингвистики;
системы представления знаний;
интеллектуальные системы в гуманитарной сфере, в том числе:
системы интеллектуального анализа данных и машинного обучения;
обучающие системы;
системы интеллектуальной обработки и поиска данных.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
производственно-технологическая;
проектная;
научно-исследовательская.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 036000 Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
производственно-технологическая:
поиск и анализ данных с использованием современных технологий;
организация и администрирование банков данных и систем представления знаний;
эффективное использование программ интеллектуального анализа данных, машинного обучения и компьютерной лингвистики в технологических процессах обработки информации;
ведение программного и лингвистического обеспечения интеллектуальных информационных систем и систем поддержки принятия решений;
проектная:
разработка программ для систем искусственного интеллекта (интеллектуальных систем, интеллектуального анализа данных, решателей задач для роботов, компьютерной лингвистики и представления знаний) с учетом специфики гуманитарной области знаний, для которых разрабатывается программа или система;
разработка средств интеллектуальных систем для различных областей знаний (в том числе социологии, медицине, криминалистике, бизнес-информатике);
участие в разработке проектов информационных систем, систем представления знаний и систем компьютерной лингвистики;
применение методов искусственного интеллекта для интеллектуализации информационных систем и интернет-технологий;
научно-исследовательская:
исследование и сопоставление методов разработки информационных систем, систем интеллектуального анализа данных, машинного обучения, представления знаний и компьютерной лингвистики;
участие в разработке новых принципов и алгоритмов интеллектуального анализа данных и машинного обучения в различных областях знания (в том числе средств формализованного качественного анализа социологических, криминалистических и клинических данных, данных бизнес-информатики);
участие в разработке новых принципов и алгоритмов автоматического аннотирования и реферирование документов;
участие в разработке средств формализации когнитивных процедур для интеллектуальных роботов;
участие в построении новых моделей и алгоритмов лингвистического анализа текста;
участие в построении моделей и алгоритмов систем представления знаний и систем, основанных на знаниях.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-2);
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-3);
владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, в том числе с использованием навыков рефлексии и самоконтроля (ОК-4);
готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности, необходимого для освоения профессиональных умений в процессе обучения в вузе и для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности после окончания учебного заведения (ОК-5);
способностью приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-6);
способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-7);
готовностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (ОК-8);
способностью находить творческие решения социальных и профессиональных задач (ОК-9);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
способностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в производственно-технологической деятельности:
знанием основных методов защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способов применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий (ПК-1);
готовностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа, логики и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в информатике и гуманитарных науках (ПК-2);
готовностью выявить сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, привлечь их для решения соответствующий математический аппарат и информационные технологии (ПК-3);
способностью получать знания в области современных проблем науки, техники и технологии информатики, гуманитарных, социальных и экономических наук (ПК-4);
способностью собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ПК-5);
способностью самостоятельно работать на компьютере, осваивать самостоятельно компьютерные системы и языки программирования (ПК-6);
готовностью перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное (анализ информации) (ПК-7);
способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке и необходимым знанием второго языка (ПК-8);
готовностью к организационно-управленческой работе с малыми коллективами (ПК-9);
способностью использовать технические, программные средства и языки программирования для разработки алгоритмов и программ в области интеллектуального анализа данных, интеллектуальных и информационных систем (ПК-10);
способностью использовать современные информационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности; использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для проектирования информационных систем (ПК-11);
способностью использовать документацию к программным системам и стандартам в области программирования и информационных систем в практической деятельности (ПК-12);
готовностью обосновывать принятие конкретного технического решения при разработке технологических процессов обработки информации; выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-13);
способностью использовать математические методы в задачах моделирования процессов обработки информации (ПК-14);
в проектной деятельности:
способностью разрабатывать новые программы и интерфейсы систем, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-15);
способностью разрабатывать и модернизировать системы, использующие средства баз данных и лингвистического обеспечения (ПК-16);
способностью использовать алгоритмы и программы автоматических рассуждений интеллектуального и лингвистического анализа данных (ПК-17);
способностью к участию в разработке архитектур интеллектуальных систем (ПК-18);
способностью разрабатывать новые программы и системы, составлять необходимый комплект технической документации (ПК-19);
способностью формулировать технические задания, разрабатывать и использовать средства автоматизации при проектировании информационных систем и систем, основанных на знаниях (ПК-20);
готовностью применять методы анализа вариантов, разработки и поиска компромиссных решений (ПК-21);
в научно-исследовательской деятельности:
готовностью использовать логические и алгоритмические средства интеллектуальных систем (ПК-22);
готовностью использовать современные достижения науки и передовой технологии в научно-исследовательских работах (ПК-23);
способностью разрабатывать алгоритмы обработки информации с использованием современных математических методов (ПК-24);
способностью применять новые информационные технологии в гуманитарных областях знаний с использованием средств интеллектуального анализа данных и машинного обучения, компьютерной лингвистики и представления знаний (ПК-25);
готовностью представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-26).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
----T------------------------------------------------T---------T--------------------T-----------¬
¦Код¦ Учебные циклы и проектируемые результаты их ¦Трудоем- ¦ Перечень дисциплин ¦ Коды ¦
¦УЦ ¦ освоения ¦кость ¦ для разработки ¦формируемых¦
¦ООП¦ ¦(зачетные¦примерных программ, ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦а так же учебников и¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и экономический цикл ¦ 25 - 30 ¦История ¦ОК-1 - 3 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 10 - 15 ¦Философия ¦ОК-9 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦Иностранный язык ¦ПК-4 ¦
¦ ¦студент должен: ¦ ¦Экономическая теория¦ПК-5 ¦
¦ ¦знать: иностранный язык в объеме, необходимом ¦ ¦Социология ¦ПК-8 ¦
¦ ¦для возможности получения информации ¦ ¦ ¦ПК-9 ¦
¦ ¦профессионального содержания из зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦источников и представления результатов своей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности на международных форумах; научные, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦философские, религиозные картины мира; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействие духовного и телесного, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологического и социального в человеке, его ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отношение к природе и обществу; место человека в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦историческом процессе, политической организации ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦общества; нравственные обязанностей человека; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦многообразие культур и цивилизаций в их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦взаимодействии, многовариантность исторического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса; теоретические основы функционирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рыночной экономики; экономические основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦производства и ресурсы предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: самостоятельно анализировать ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социально-политическую и научную литературу; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применять экономическую и социологическую ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦терминологию, лексику и основные экономические и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социологические понятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: основными методами менеджмента и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦методами проведения маркетинговых и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦социологических исследований. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦Б.2¦Математический и естественнонаучный цикл ¦ 45 - 55 ¦Математический ¦ОК-6 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 25 - 30 ¦анализ ¦ОК-10 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦Алгебра ¦ОК-11 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Теория вероятностей ¦ПК-2 ¦
¦ ¦знать: основные понятия и методы математического¦ ¦и статистика ¦ПК-3 ¦
¦ ¦анализа, алгебры, теории вероятностей и ¦ ¦Математическая ¦ПК-5 ¦
¦ ¦математической статистики, математической ¦ ¦логика ¦ПК-15 ¦
¦ ¦логики, математической лингвистики, дискретной ¦ ¦Математическая ¦ПК-14 ¦
¦ ¦математики; математические программы для ¦ ¦лингвистика ¦ПК-22 ¦
¦ ¦численных и символьных вычислений на компьютере,¦ ¦Теория алгоритмов ¦ПК-23 ¦
¦ ¦для качественного исследования свойств различных¦ ¦Дискретная ¦ПК-24 ¦
¦ ¦математических моделей; основные физические ¦ ¦математика ¦ ¦
¦ ¦явления, фундаментальные понятия, законы и ¦ ¦Информатика ¦ ¦
¦ ¦теории классической и современной физики; законы¦ ¦Концепции ¦ ¦
¦ ¦и методы накопления, передачи и обработки ¦ ¦современного ¦ ¦
¦ ¦информации с помощью компьютера; математические ¦ ¦естествознания ¦ ¦
¦ ¦модели средств интеллектуального анализа данных,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машинного обучения, компьютерной лингвистики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦представления знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать математические методы в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических приложениях; выделять конкретное ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физическое содержание в прикладных задачах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦будущей деятельности; строить математические ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦модели и алгоритмы интеллектуального анализа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных, машинного обучения компьютерной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лингвистики в приложениях к различным областям ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знаний; разрабатывать алгоритмы лингвистического¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦анализа текста, логического вывода, задач ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦классификации и обучения, алгебраических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вычислений и оптимизации; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами математической логики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦алгебры, математического анализа, теории ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вероятностей, математической статистики и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основными алгоритмами дискретной математики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основными методами работы на компьютере с ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦офисными программными средствами и программными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средствами математических вычислений. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦130 - 140¦Безопасность ¦ОК-7 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 60 - 70 ¦жизнедеятельности ¦ОК-8 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦Программирование ¦ОК-9 ¦
¦ ¦обучающийся должен: ¦ ¦Базы данных ¦ПК-1 ¦
¦ ¦знать: понятие алгоритма, формы записи ¦ ¦Логическое ¦ПК-3 ¦
¦ ¦алгоритмов; основные синтаксические конструкции ¦ ¦программирование ¦ПК-4 ¦
¦ ¦изучаемых языков программирования; базовые типы ¦ ¦Интернет-технологии ¦ПК-6 - 26 ¦
¦ ¦данных и возможности для определения новых типов¦ ¦Информационные ¦ ¦
¦ ¦данных в изучаемом языке программирования; ¦ ¦системы ¦ ¦
¦ ¦стандартные структуры данных (списки, стеки, ¦ ¦Интеллектуальные ¦ ¦
¦ ¦очереди, деки, деревья, графы) и варианты их ¦ ¦системы ¦ ¦
¦ ¦представления; стандартные алгоритмы сортировки ¦ ¦Введение в ¦ ¦
¦ ¦и поиска; основные принципы логического ¦ ¦компьютерную ¦ ¦
¦ ¦программирования; основные понятия теории ¦ ¦лингвистику ¦ ¦
¦ ¦реляционных баз данных; принципы построения и ¦ ¦Интеллектуальный ¦ ¦
¦ ¦проектирования реляционных баз данных; основные ¦ ¦анализ ¦ ¦
¦ ¦принципы и средства визуального программирования¦ ¦данных и машинное ¦ ¦
¦ ¦и Интернет-технологий; основные понятия ¦ ¦обучение ¦ ¦
¦ ¦информационных и интеллектуальных систем, их ¦ ¦Практический курс ¦ ¦
¦ ¦структуру и принципы работы; основные алгоритмы ¦ ¦английского языка ¦ ¦
¦ ¦и принципы интеллектуального анализа данных и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машинного обучения; основные понятия теорий ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦морфологии, синтаксиса и семантики естественных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языков для задач компьютерной лингвистики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: разрабатывать и отлаживать типовые ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы, в том числе, связанные с обработкой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦текста и анализом данных, на процедурном языке и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языке Пролог; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрабатывать и эксплуатировать базы данных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реляционного типа; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользоваться инструментами и языками разработки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальных систем; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрабатывать алгоритмы лингвистического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и интеллектуального анализа данных для ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прикладных задач из различных гуманитарных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦областей знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: навыками работы в типовых средах ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разработки и отладки программ; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦современными способами формирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦полнотекстовых баз данных и поиска в них; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типовыми средствами разработки и ведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реляционных баз данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦типовыми средствами разработки интеллектуальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦систем и представления знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦навыками письменного и устного английского языка¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для технического перевода, оформления работ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и участия в дискуссиях на профессиональные темы.¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания, умения, навыки ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 ¦ ¦ОК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ОК-5 ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦Б.5¦Учебная и производственная практики ¦ 12 - 15 ¦ ¦ОК-6 - 9 ¦
¦ ¦(практические умения и навыки определяются ООП¦ ¦ ¦ПК-3 ¦
¦ ¦вуза) ¦ ¦ ¦ПК-5 - 9 ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная аттестация ¦ 12 ¦ ¦ПК-4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-10 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ПК-12 - 26 ¦
+---+------------------------------------------------+---------+--------------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной образовательной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------------------+---------+--------------------+------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения студентами.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 27 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области математики, информатики, программирования, лингвистики и иностранных языков, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики проводится совместно руководителем практики от вуза и от принимающей организации. При этом руководитель практики от вуза отвечает за соответствие содержания практики учебной программе, а руководитель от принимающей организации - за выполнение студентом согласованной программы практики в установленный срок.
По результатам аттестации выставляется дифференцированная оценка.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию).
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
наличие компьютерных классов из расчета один компьютер на одного студента в одной группе (подгруппе) по проведению лабораторных (практических) занятий; каждая такая группа (подгруппа) должна насчитывать не более 12 человек; компьютеры должны быть оснащены необходимым периферийным оборудованием, выходом в Интернет и программными средствами, предназначенными для аудиторных занятий, самостоятельной работы студентов и для проведения научно-исследовательских работ;
наличие лингафонных и видеоклассов, соответствующих современным научно-техническим требованиям и обеспечивающих проведение занятий в языковых группах.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|