| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Минобрнауки РФ от 04.02.2010 № 101
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) "бакалавр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2010 № 16504)
Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 14, 05.04.2010 (Приказ)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Начало действия документа - 16.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт утвержденный данным документом, вводится в действие с 16 апреля 2010 года.
------------------------------------------------------------------
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 февраля 2010 г. № 16504
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 4 февраля 2010 г. № 101
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 020400 БИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
------------------------------------------------------------------
В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 Биология (квалификация (степень) "бакалавр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.
Министр
А.ФУРСЕНКО
Приложение
Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 4 февраля 2010 г. № 101
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 020400 БИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ
(СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 020400 Биология образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
--------------------------------
<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускников
---------------T----------------------------T----------------T------------¬
¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 62 ¦ бакалавр ¦ 4 года ¦ 240 <*> ¦
¦ бакалавриата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Сроки освоения основной образовательной программы бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020400 Биология включает: исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы.
Сферой профессиональной деятельности выпускников являются:
научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации;
органы охраны природы и управления природопользованием;
образовательные учреждения (в установленном порядке).
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020400 Биология являются: биологические системы различных уровней организации; процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 020400 Биология готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
В соответствии с полученной специализацией выпускник может быть подготовлен к: научно-исследовательской, научно-производственной проектной, организационно-управленческой деятельности, а также к педагогической деятельности (в установленном порядке).
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 020400 Биология должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
деятельность в соответствии с профилем подготовки:
научно-исследовательская деятельность в составе группы;
подготовка объектов и освоение методов исследования;
участие в проведении лабораторных и полевых биологических исследований по заданной методике;
выбор технических средств и методов работы, работа на экспериментальных установках, подготовка оборудования;
анализ получаемой полевой и лабораторной биологической информации с использованием современной вычислительной техники;
составление рефератов и библиографических списков по заданной теме;
участие в разработке новых методических подходов;
участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций, патентов, организации конференций;
научно-производственная и проектная деятельность:
участие в контроле процессов биологического производства;
получение биологического материала для лабораторных исследований;
участие в проведении биомониторинга и оценке состояния природной среды, планировании и проведении мероприятий по охране природы;
участие в проведении полевых биологических исследований;
обработка и анализ полученных данных с помощью современных информационных технологий;
участие в подготовке и оформлении научно-технических проектов, отчетов и патентов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в планировании и проведении мероприятий по охране природы, оценке и восстановлению биоресурсов, управлению и оптимизации природопользованием;
участие в организации полевых и лабораторных работ, семинаров, конференций;
участие в составлении сметной и отчетной документации;
обеспечение техники безопасности;
педагогическая деятельность (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией):
подготовка и проведение занятий по биологии, экологии, химии в общеобразовательных учреждениях, экскурсионная, просветительская и кружковая работа.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
следует этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики), имеет четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека (ОК-1);
уважает историческое наследие и культурные традиции своей страны, понимает пути ее развития, соблюдает ее правовые нормы и конституцию и интересы ее безопасности (ОК-2);
приобретает новые знания и формирует суждения по научным, социальным и другим проблемам, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-3);
выстраивает и реализует перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (ОК-4);
использует нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-6);
использует в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ОК-7);
проявляет экологическую грамотность и использует базовые знания в области биологии в жизненных ситуациях; понимает социальную значимость и умеет прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готов нести ответственность за свои решения (ОК-8);
критически анализирует, переоценивает свой профессиональный и социальный опыт, при необходимости готов изменить профиль своей профессиональной деятельности (ОК-9);
демонстрирует способность к письменной и устной коммуникации на родном языке, навыки культуры социального и делового общения (ОК-10);
демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранных(ом) языках (ОК-11);
использует основные технические средства в профессиональной деятельности: работает на компьютере и в компьютерных сетях, использует универсальные пакеты прикладных компьютерных программ, создает базы данных на основе ресурсов Интернет, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
способен использовать базовые знания и навыки управления информацией для решения исследовательских профессиональных задач, соблюдает основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-13);
проявляет творческие качества (ОК-14);
правильно ставит цели, проявляет настойчивость и выносливость в их достижении (ОК-15);
заботится о качестве выполняемой работы (ОК-16);
понимает и соблюдает нормы здорового образа жизни, владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-17);
умеет работать самостоятельно и в команде (ОК-18);
владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-19).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
демонстрирует базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы (ПК-1);
использует методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов (ПК-2);
демонстрирует знание принципов структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмов гомеостатической регуляции; применяет основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем (ПК-3);
демонстрирует знание принципов клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основ, мембранных процессов и молекулярных механизмов жизнедеятельности (ПК-4);
применяет современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой (ПК-5);
демонстрирует базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике (ПК-6);
понимает роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении; имеет современные представления об основах эволюционной теории, о микро- и макроэволюции (ПК-7);
имеет базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; использует методы получения и работы с эмбриональными объектами (ПК-8);
демонстрирует и применяет базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы (ПК-9);
демонстрирует базовые представления об основах биологии человека, профилактике и охране здоровья и использует их на практике, владеет средствами самостоятельного достижения должного уровня физической подготовленности (ПК-10);
демонстрирует современные представления об основах биотехнологии и генной инженерии, нанобиотехнологии, молекулярного моделирования (ПК-11);
знает принципы мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы, участвует в планировании и реализации соответствующих мероприятий (ПК-12);
оперирует правовыми основами исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования, соблюдает нормы авторского права (ПК-13);
умеет вести дискуссию и преподавать (в установленном порядке) основы биологии и экологии (ПК-14);
научно-исследовательская деятельность:
способен эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ (ПК-15);
применяет на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок (ПК-16);
понимает, излагает и критически анализирует получаемую информацию и представляет результаты полевых и лабораторных биологических исследований (ПК-17);
научно-производственная и проектная деятельность:
применяет на производстве базовые общепрофессиональные знания теории и методов современной биологии (ПК-18);
пользуется современными методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной биологической информации, демонстрирует знание принципов составления научно-технических проектов и отчетов (ПК-19);
пользуется нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ (ПК-20);
организационно-управленческая деятельность:
понимает и применяет на практике методы управления в сфере биотехнологии, природопользования и восстановления и охраны биоресурсов (ПК-21);
педагогическая деятельность:
использует знания основ психологии и педагогики в преподавании биологии (ПК-22);
занимается просветительской деятельностью среди населения с целью повышения образовательного уровня общества (ПК-23).
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и/или научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
----T------------------------------------------------T---------T-------------------T-----------¬
¦Код¦ Учебные циклы и проектируемые результаты их ¦Трудоем- ¦Примерный перечень ¦ Коды ¦
¦УЦ ¦ освоения ¦кость ¦ дисциплин ¦формируемых¦
¦ООП¦ ¦(зачетные¦ для разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦примерных программ,¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦учебников и учебных¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ пособий ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦Б.1¦Гуманитарный, социальный и экономический цикл ¦ 35 - 45 ¦Философия ¦ОК-1, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ ¦История ¦ОК-5, ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ 18 - 22 ¦Иностранный язык ¦ОК-7, ¦
¦ ¦студент должен: ¦ ¦Психология и ¦ОК-10, ¦
¦ ¦знать: основы философии, отечественной истории, ¦ ¦педагогика ¦ОК-11, ¦
¦ ¦психологии, педагогики, экономики и менеджмента,¦ ¦Экономика ¦ПК-13, ¦
¦ ¦права, способствующие развитию общей культуры и ¦ ¦Право, правовые ¦ ¦
¦ ¦социализации личности, приверженности к ¦ ¦основы охраны ¦ ¦
¦ ¦этическим ценностям; ¦ ¦природы и ¦ ¦
¦ ¦уметь: использовать приобретенные знания и ¦ ¦природопользования ¦ ¦
¦ ¦знание иностранного языка в профессиональной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности, в профессиональной коммуникации и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦межличностном общении, в работе с различными ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦контингентами учащихся; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: способностью к ведению деловых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дискуссий, деловых коммуникаций, правовыми и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экономическими основами природопользования, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦охраны природы и способностью работать в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦коллективе ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+-------------------+ ¦
¦ ¦Вариативная часть ¦ 18 - 22 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦Б.2¦Математический и естественнонаучный цикл ¦ 48 - 58 ¦Математика и ¦ОК-3, ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 25 - 29 ¦математические ¦ОК-6, ¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦методы в биологии ¦ОК-8, ¦
¦ ¦студент должен ¦ ¦Информатика и ¦ОК-12, ¦
¦ ¦знать: основные понятия и методы математического¦ ¦современные ¦ПК-1, ¦
¦ ¦анализа, линейной алгебры, дискретной ¦ ¦информационные ¦ПК-3, ¦
¦ ¦математики; дифференциальное и интегральное ¦ ¦технологии ¦ПК-4, ¦
¦ ¦исчисления; гармонический анализ; ¦ ¦Физика ¦ПК-9, ¦
¦ ¦дифференциальные уравнения; численные методы; ¦ ¦Химия ¦ПК-11, ¦
¦ ¦функции комплексного переменного; элементы ¦ ¦Науки о земле ¦ПК-12 ¦
¦ ¦функционального анализа; вероятность и ¦ ¦(геология, ¦ ¦
¦ ¦статистику; случайные процессы; статистическое ¦ ¦география, ¦ ¦
¦ ¦оценивание и проверку гипотез; статистические ¦ ¦почвоведение) ¦ ¦
¦ ¦методы обработки экспериментальных данных; ¦ ¦Общая биология ¦ ¦
¦ ¦математические методы в биологии. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Понятие информации; программные средства ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦организации информационных процессов; модели ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решения функциональных и вычислительных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языки программирования; базы данных; локальные и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦глобальные сети ЭВМ; методы защиты информации. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Физические основы механики; колебания и волны; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы молекулярной физики и термодинамики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦электричества и магнетизма, оптики, атомной и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ядерной физики; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Основы общей химии: свойства химических систем, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦основы химической термодинамики и кинетики, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реакционной способности веществ, их ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦идентификации; основы аналитической химии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦физической химии, органической химии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦высокомолекулярных соединений и коллоидной ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Состав и строение Земли и земной коры; положение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Земли в космическом пространстве, основы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦динамической геологии, физической географии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦почвоведения; физические поля Земли; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Фундаментальные разделы общей биологии, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦необходимые для освоения общепрофессиональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплин; основные концепции и методы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологических наук; стратегию сохранения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биоразнообразия и охраны природы; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: применять математические методы при ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦решении типовых профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦пользоваться компьютерной техникой, использовать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦языки и системы программирования для решения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦профессиональных задач; применять знания в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области физики, химии, наук о земле и общей ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологии для освоения общепрофессиональных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦дисциплин и решения профессиональных задач; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: методами математического моделирования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологических процессов, навыками использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программных средств и работы в компьютерных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦сетях, создания баз данных, использования ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов Интернет; навыками физических и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦химических исследований, навыками, необходимыми ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для освоения теоретических основ и методов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦биологии и экологии ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть ¦ 24 - 28 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки определяются ООП вуза ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦Б.3¦Профессиональный цикл ¦ 95 - 105¦Науки о ¦ПК-1 - 13 ¦
¦ ¦Базовая (общепрофессиональная) часть ¦ 48 - 53 ¦биологическом ¦ОК-1, 8, 19¦
¦ ¦В результате изучения базовой части цикла ¦ ¦многообразии ¦ ¦
¦ ¦студент должен ¦ ¦(микробиология, ¦ ¦
¦ ¦знать: теоретические основы и базовые ¦ ¦вирусология, ¦ ¦
¦ ¦представления наук о разнообразии биологических ¦ ¦ботаника, зоология,¦ ¦
¦ ¦объектов (микробиология, вирусология, ботаника, ¦ ¦практикумы, ¦ ¦
¦ ¦зоология), физиологических наук (физиология ¦ ¦семинары) ¦ ¦
¦ ¦растений, человека и животных, высшей нервной ¦ ¦Физиология ¦ ¦
¦ ¦деятельности, иммунология); ¦ ¦(растений, ¦ ¦
¦ ¦современные основы биологии клетки (цитологии, ¦ ¦животных, высшей ¦ ¦
¦ ¦гистологии, биофизики, биохимии, мембранологии, ¦ ¦нервной ¦ ¦
¦ ¦молекулярной биологии); ¦ ¦деятельности, ¦ ¦
¦ ¦основы генетики и селекции, теории эволюции; ¦ ¦иммунология, ¦ ¦
¦ ¦теоретические основы и практические достижения ¦ ¦практикумы, ¦ ¦
¦ ¦биологии размножения и развития; основы экологии¦ ¦семинары) ¦ ¦
¦ ¦и рационального природопользования; основы ¦ ¦Биология клетки ¦ ¦
¦ ¦биологии человека (анатомия, физиология, ¦ ¦(цитология, ¦ ¦
¦ ¦антропология, экология и здоровье); ¦ ¦гистология, ¦ ¦
¦ ¦основы биотехнологии и биоинженерии; основы ¦ ¦биофизика, ¦ ¦
¦ ¦биоэтики ¦ ¦биохимия, ¦ ¦
¦ ¦уметь: излагать и критически анализировать ¦ ¦молекулярная ¦ ¦
¦ ¦базовую общепрофессиональную информацию ¦ ¦биология, ¦ ¦
¦ ¦владеть: комплексом лабораторных и полевых ¦ ¦практикумы, ¦ ¦
¦ ¦методов исследований основными методами защиты ¦ ¦семинары) ¦ ¦
¦ ¦производственного персонала и населения от ¦ ¦Генетика и эволюция¦ ¦
¦ ¦возможных последствий аварий, катастроф, ¦ ¦(практикумы и ¦ ¦
¦ ¦стихийных бедствий ¦ ¦семинары) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Биология ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦размножения и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦развития ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(практикумы, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦семинары) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Экология и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦рациональное ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦природопользование ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(семинары, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦практикумы) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Биология человека ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(семинары, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦практикумы) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Введение в ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦биотехнологию ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(семинары) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Основы биоэтики ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(семинары) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Безопасность ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦жизнедеятельности ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦ ¦Вариативная (профильная) часть ¦ 48 - 53 ¦ ¦Профильные ¦
¦ ¦Знания, умения, навыки определяются ООП вуза в ¦ ¦ ¦компетенции¦
¦ ¦соответствии с профилями подготовки ¦ ¦ ¦устанавли- ¦
¦ ¦(установленные на момент разработки стандарта ¦ ¦ ¦ваются ¦
¦ ¦профили указаны в Приложении А к данному ФГОС ¦ ¦ ¦вузом ¦
¦ ¦открытым списком) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦Б.4¦Физическая культура ¦ 2 (400 ¦ ¦ОК-17 ¦
¦ ¦ ¦ час.) ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦Б.5¦Практики и выполнение выпускной квалификационной¦ 34 - 44 ¦Учебные полевые ¦ПК-16, 17, ¦
¦ ¦работы ¦ ¦практики по ¦18, 19, 20,¦
¦ ¦Базовые учебные общебиологические практики. ¦ ¦ботанике, зоологии,¦21, ¦
¦ ¦Практические умения и навыки определяются ООП ¦ ¦экологии ¦ОК-1, 8, ¦
¦ ¦вуза. Профильные практики и практики по ¦ ¦Специализированные ¦11, 13, 14,¦
¦ ¦начальной специализации. Практические умения, ¦ ¦практики по ¦15, 16, 18 ¦
¦ ¦навыки определяются ООП вуза ¦ ¦профилям: ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦экология, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦антропология, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ботаника, зоология,¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦физиология, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦генетика, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦биофизика, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦биохимия, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦микробиология, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦биоинженерия ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и биоинформатика ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦Б.6¦Итоговая государственная аттестация ¦ 6 ¦ ¦ ¦
+---+------------------------------------------------+---------+-------------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной образовательной ¦ 240 ¦ ¦ ¦
¦ ¦программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+------------------------------------------------+---------+-------------------+------------
--------------------------------
<*> Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной основной образовательной программой ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников. Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме до одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 32 академических часа, с учетом специфики направления подготовки. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
--------------------------------
<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется:
при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия в области: математики и общих естественных наук, информатики и современных информационных технологий, физики, химии, наук о Земле, общей биологии, наук о биологическом многообразии, физиологии, биологии клетки, генетики и эволюции, биологии размножения и развития, экологии и рационального природопользования, биологии человека, введения в биотехнологию, основ биоэтики, безопасности жизнедеятельности, большого практикума, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Практики и выполнение научно-исследовательской квалификационной работы" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Аттестация по итогам практики должна включать защиту отчета по практике.
В качестве практики может рассматриваться научно-исследовательская работа студента. При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность студентам:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
участвовать в написании статей в научные журналы по теме научно-исследовательской работы;
выступать с докладом на конференциях.
7.16. Реализация основных образовательных программ бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и/или ученое звание профессора должны иметь не менее восьми процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 10 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
--------------------------------
<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее основные образовательные программы бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, которые предусмотрены учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП бакалавриата перечень материально-технического обеспечения включает в себя: специально оборудованные кабинеты по дисциплинам циклов математического и естественнонаучного, общепрофессионального и профильной части учебного плана, а также помещения, оборудование и расходные материалы для выполнения выпускных квалификационных работ студентов.
Для проведения учебных и производственных практик вуз должен располагать специализированными полигонами и базами. Лаборатории вуза должны быть оснащены современным оборудованием и расходными материалами. Необходимо иметь коллекционный материал для лабораторных практикумов. Желательно наличие вивария, тепличного хозяйства, помещений для хранения коллекционного материала, а также специализированные лаборатории для изготовления и пополнения коллекций.
Полигоны и базы учебных практик должны быть оборудованы помещениями для проживания и работы студентов и преподавателей, располагать современным полевым оборудованием.
Реализация основной образовательной программы подготовки бакалавра должна обеспечиваться наличием методических пособий и рекомендаций по теоретическим и практическим разделам всех дисциплин и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам. Вуз должен обладать наглядными пособиями, а также мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. Лабораторные работы должны быть обеспечены методическими разработками к задачам в количестве, достаточном для проведения групповых занятий. Вуз должен обеспечить необходимое оборудование и расходные материалы для практических занятий по дисциплинам циклов математического и естественнонаучного, общепрофессионального и профильной части учебного плана.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Компьютерное время на одного студента должно составлять не менее чем шести часов в неделю.
Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|