Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минобрнауки РФ от 15.02.2010 № 125
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) "магистр")"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2010 № 16699)

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 15, 12.04.2010 (Приказ)


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 23.04.2010.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный данным документом, вводится в действие с 23 апреля 2010 года.
   ------------------------------------------------------------------




Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 марта 2010 г. № 16699
   ------------------------------------------------------------------


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 15 февраля 2010 г. № 125

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 190600 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
МАШИН И КОМПЛЕКСОВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 280 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 15.05.2010 № 337, утвердившего новое Положение о Министерстве образования и науки Российской Федерации.
Нормы пункта 5.2.8 прежнего Положения соответствуют нормам пункта 5.2.7 нового Положения о Министерстве образования и науки РФ.
   ------------------------------------------------------------------

В соответствии с пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 25, ст. 2562; 2005, № 15, ст. 1350; 2006, № 18, ст. 2007; 2008, № 25, ст. 2990; № 34, ст. 3938; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5619; 2009, № 3, ст. 378; № 6, ст. 738; № 14, ст. 1662), пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 9, ст. 1110), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (квалификация (степень) "магистр") и ввести его в действие со дня вступления в силу настоящего Приказа.

Министр
А.ФУРСЕНКО





Приложение

Утвержден
Приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 15 февраля 2010 г. № 125

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ 190600 ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
МАШИН И КОМПЛЕКСОВ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ магистратуры по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
   --------------------------------

<*> Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация
(степень) выпускника

   ---------------T----------------------------T----------------T------------¬

¦ Наименование ¦ Квалификация (степень) ¦Нормативный срок¦Трудоемкость¦
¦ ООП +--------------T-------------+ освоения ООП ¦(в зачетных ¦
¦ ¦ код в ¦наименование ¦(для очной формы¦ единицах) ¦
¦ ¦соответствии с¦ ¦ обучения), ¦ ¦
¦ ¦ принятой ¦ ¦ включая ¦ ¦
¦ ¦классификацией¦ ¦ последипломный ¦ ¦
¦ ¦ ООП ¦ ¦ отпуск ¦ ¦
+--------------+--------------+-------------+----------------+------------+
¦ ООП ¦ 68 ¦ магистр ¦ 2 года ¦ 120 <*> ¦
¦ магистратуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L--------------+--------------+-------------+----------------+-------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Сроки освоения основной образовательной программы магистратуры по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на пять месяцев относительно нормативного срока, указанного в таблице 1 на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
Профильная направленность ООП магистратуры определяется высшим учебным заведением, реализующим образовательную программу по соответствующему направлению подготовки.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГИСТРОВ

4.1. Область профессиональной деятельности магистров включает в себя области науки и техники, связанные с эксплуатацией и ремонтом транспортных и транспортно-технологических машин различного назначения, их агрегатов, систем и элементов, и сервисным обслуживанием.
4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров являются: транспортные и технологические машины, предприятия и организации, проводящие их эксплуатацию, хранение, заправку, техническое обслуживание, ремонт и сервис, а также материально-техническое обеспечение эксплуатационных предприятий и владельцев транспортных средств всех форм собственности.
4.3. Магистр по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
расчетно-проектная;
производственно-технологическая;
экспериментально-исследовательская;
организационно-управленческая;
сервисно-эксплуатационная.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.
4.4. Магистр по направлению подготовки 190600 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и видами профессиональной деятельности:
расчетно-проектная деятельность:
участие в разработке проектов технических условий и требований, стандартов и технических описаний, нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности;
формирование целей проекта (программы), решения задач, критериев и показателей достижения целей, построение структуры их взаимосвязей, выявление приоритетов решения задач с учетом нравственных аспектов деятельности;
разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, нахождение компромиссных решений;
разработка проектов объектов профессиональной деятельности с учетом механико-технологических, эстетических, экологических и экономических требований;
участие в проектировании деталей, механизмов, машин, их оборудования и агрегатов;
использование информационных технологий при проектировании и разработке новых видов транспорта и транспортного оборудования, а также транспортных предприятий;
разработка конструкторской и технологической документации для ремонта, модернизации и модификации транспорта и транспортного оборудования;
производственно-технологическая деятельность:
определение производственной программы по техническому обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации транспорта или изготовлении оборудования;
разработка и совершенствование технологических процессов и документации;
эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологических процессов;
организация и эффективное осуществление контроля качества запасных частей, комплектующих изделий и материалов, производственного контроля технологических процессов, качества продукции и услуг;
обеспечение безопасности эксплуатации (в том числе экологической), хранения, обслуживания, ремонта и сервиса транспорта и транспортного оборудования, безопасных условий труда персонала;
внедрение эффективных инженерных решений в практику;
организация и осуществление технического контроля при эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;
проведение стандартных и сертификационных испытаний материалов, изделий и услуг;
осуществление метрологической поверки основных средств измерений и диагностики;
разработка и реализация предложений по ресурсосбережению;
эффективное использование материалов, оборудования, соответствующих алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;
экспериментально-исследовательская деятельность:
участие в фундаментальных и прикладных исследованиях в области эксплуатации транспорта и транспортного оборудования;
анализ состояния и динамики показателей качества объектов профессиональной деятельности с использованием необходимых методов и средств исследований;
создание моделей, позволяющих прогнозировать свойства объектов профессиональной деятельности;
разработка планов, программ и методик проведения исследований объектов профессиональной деятельности;
анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации продукции и услуг с применением проблемно-ориентированных методов;
информационный поиск и анализ информации по объектам исследований;
техническое, организационное обеспечение и реализация исследований;
анализ результатов исследований и разработка предложений по их внедрению;
выполнение опытно-конструкторских разработок;
обоснование и применение новых информационных технологий;
организационно-управленческая деятельность:
организация работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений;
совершенствование организационно-управленческой структуры предприятий по эксплуатации, хранению, техническому обслуживанию, ремонту и сервису транспорта и транспортного оборудования;
организация и совершенствование системы учета и документооборота;
выбор и, при необходимости, разработка рациональных нормативов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта и хранения транспорта и оборудования;
нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) при долгосрочном и краткосрочном планировании и определение рационального решения;
оценка производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и услуг;
осуществление технического контроля и управления качеством изделий, продукции и услуг;
совершенствование системы оплаты труда персонала;
сервисно-эксплуатационная деятельность:
эксплуатация транспорта и транспортного оборудования, используемого в отраслях народного хозяйства в соответствии с требованиями нормативно-технических документов;
проведение испытаний и определение работоспособности установленного, эксплуатируемого и ремонтируемого транспорта и транспортного оборудования;
выбор оборудования и агрегатов для замены в процессе эксплуатации транспорта, транспортного оборудования, его элементов и систем;
руководство проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования;
организация безопасного ведения работ по монтажу и наладке транспорта и транспортного оборудования;
проведение маркетингового анализа потребности в сервисных услугах при эксплуатации транспортных средств и транспортного оборудования различных форм собственности;
организация работы с клиентурой;
надзор за безопасной эксплуатацией транспорта и транспортного оборудования;
разработка эксплуатационной документации;
организация экспертиз и аудита при проведении сертификации производимых деталей, узлов, агрегатов и систем для транспорта и транспортного оборудования, услуг и работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта и транспортного оборудования;
подготовка и разработка сертификационных и лицензионных документов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
общекультурными (ОК):
способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения (ОК-3);
знанием базовой и специальной лексики, основной терминологии своей специальности; владением навыками устной и письменной речи, перевода общего и профессионального текста, техниками общения с иностранным партнером (ОК-4);
использованием на практике умений и навыков в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-5);
способностью проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности (ОК-6);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-7);
способностью к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов (в соответствии с целями ООП магистратуры) (ОК-8);
знанием закономерности познавательной деятельности, основных философских концепций об этапах и формах развития научного знания, основных этапов технического прогресса, роли техники и технологии в развитии современного общества и умение их использовать в практической деятельности (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
профессиональными (ПК):
способностью к оценке затрат и результатов деятельности организации (ПК-1);
знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности (ПК-2);
способностью организовывать работу людей ради достижения поставленных целей (ПК-3);
знанием и готовностью к использованию инновационных идей (ПК-4);
знанием основных понятий в области интеллектуальной собственности, прав авторов, предприятия-работодателя, патентообладателя, основных положений патентного законодательства и авторского права Российской Федерации (ПК-5);
умением пользоваться основными нормативными документами отрасли, проводить поиск по источникам патентной информации, определять патентную чистоту разрабатываемых объектов техники, подготавливать первичные материалы к патентованию изобретений, официальной регистрации программ для ЭВМ и баз данных (ПК-6);
знанием технологии управления персоналом организации; мотивов поведения и способов развития делового поведения персонала (ПК-7);
владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-8);
знанием основных категорий и понятий производственного менеджмента, риск-менеджмента, инноваций; структуры инновационного цикла и характеристики его стадий; видов риска и соответствующих им методов управления риском; вопросов проектирования и экономического обоснования инновационного бизнеса; содержания, структуры и порядка разработки бизнес-плана; стратегии управления риском предприятий отрасли; методов и моделей управления инновационным процессом (ПК-9);
способностью разрабатывать планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии; осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов, управлять программами освоения новой продукции и технологии (ПК-10);
умением разрабатывать эффективную стратегию и формировать активную политику риск-менеджмента на предприятии (ПК-11);
знанием программно-целевых методов и методик их использования при анализе и совершенствовании производства (ПК-12);
знанием состояния и направлений использования достижений науки и практики в профессиональной деятельности (ПК-13);
знанием методик эффективной организации работы предприятий эксплуатационного комплекса (ПК-14);
знанием специальной литературы и других информационных данных (в том числе на иностранном языке) для решения профессиональных задач (ПК-15);
знанием методов работы и общения с персоналом, подбора и расстановки кадров (ПК-16);
знанием мероприятий по предотвращению травматизма, профессиональных заболеваний, охране окружающей среды от загрязнения (ПК-17);
знанием системы технического обслуживания и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин отрасли и технологического оборудования (ПК-18);
знанием нормативной базы отрасли (ПК-19);
знанием конструкции, элементной базы транспортных и транспортно-технологических машин отрасли и применяемое при технической эксплуатации оборудование (ПК-20);
знанием рабочих процессов, принципов и особенностей работы автотранспортных средств и применяемого в эксплуатации оборудования (ПК-21);
знанием материалов, используемых в конструкции и при эксплуатации автотранспортных средств, и их свойств (ПК-22);
знанием основ сертификации и лицензирования предприятий, обслуживающего персонала (ПК-23);
знанием методов обеспечения конструктивной, экологической и дорожной безопасности (ПК-24);
знанием сведений о системах технического обслуживания и ремонта автомобилей, исходя из учета условий эксплуатации, состояния подвижного состава и других факторов (ПК-25);
знанием данных анализа механизмов изнашивания, коррозии и потери прочности конструкций (ПК-26);
знанием методов инженерных и теоретических расчетов, связанных с проектированием инфраструктуры транспорта (ПК-27);
знанием методов теоретического и экспериментального исследования с использованием современных методов планирования эксперимента, средств вычислительной техники (ПК-28);
знанием методов оценки транспортно-эксплуатационных качеств путей сообщения (ПК-29);
знанием организационной структуры, методов управления и регулирования, критериев эффективности применительно к конкретным видам транспортных и технологических машин (ПК-30);
знанием основ законодательства, включая лицензирование и сертификацию сервисных услуг, предприятий и персонала, нормативную базу применительно к конкретным видам транспортных и технологических машин и оборудования (ПК-31);
знанием и умением использования экономических законов, действующих на предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, их применения в условиях рыночного хозяйства страны (ПК-32);
знанием маркетинга и менеджмента (ПК-33);
знанием и умением использования технических условий и правил рациональной эксплуатации транспортной техники, причин и последствий прекращения ее работоспособности (ПК-34);
знанием и умением использования технологии и форм организации диагностики, технического обслуживания и ремонта транспортных и технологических машин и оборудования (ПК-35);
знанием и умением использования данных оценки технического состояния транспортной техники с использованием диагностической аппаратуры и по косвенным признакам (ПК-36);
знанием и умением использования методов принятия решений о рациональных формах поддержания и восстановления работоспособности транспортных и технологических машин и оборудования (ПК-37);
знанием и умением использования методов контроля соблюдения технических условий на техническое обслуживание, ремонт, сборку, испытание транспортных и технологических машин и оборудования (ПК-38);
знанием и умением использования конструкционных материалов, применяемых при техническом обслуживании, текущем ремонте транспортных и технологических машин и оборудования (ПК-39);
знанием и умением использования технологии текущего ремонта и технического обслуживания с использованием новых материалов, средств диагностики (ПК-40);
знанием и умением использования компьютерной техники и основ информатики при учете и оценке экономической эффективности выполняемой работы, расходовании материалов и средств предприятия (ПК-41);
способностью использовать программно-целевые методы анализа технических, технологических, организационных, экономических и социальных вопросов (ПК-42);
способностью использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт (ПК-43);
способностью использовать методы инженерных расчетов и принятия инженерных и управленческих решений (ПК-44);
способностью использовать основы сертификации и лицензирования предприятий и транспортных средств отрасли (ПК-45);
способностью использовать методы работы и общения с персоналом, подбора и расстановки кадров (ПК-46);
способностью использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт (ПК-47);
способностью к выполнению анализа состояния, технологии и уровня организации производства (ПК-48);
способностью к проведению технологических расчетов предприятия с целью определения потребности в персонале, производственно-технической базе, средствах механизации, материалах, запасных частях (ПК-49);
способностью к использованию оборудования, применяемого на предприятиях отрасли (ПК-50).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Основная образовательная программа магистратуры предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.

Таблица 2

Структура ООП магистратуры

   ----T-----------------------------T---------T-----------------T-----------¬

¦Код¦ Учебные циклы и ¦Трудоем- ¦ Перечень ¦ Коды ¦
¦ ¦ проектируемые ¦кость ¦ дисциплин для ¦формируемых¦
¦ ¦ результаты их освоения ¦(зачетные¦ разработки ¦компетенций¦
¦ ¦ ¦единицы) ¦ примерных ¦ ¦
¦ ¦ ¦<*> ¦программ, а также¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебников и ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ учебных пособий ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦М.1¦Общенаучный цикл ¦ 20 ¦Современные ¦ОК-1 ¦
¦ ¦Базовая часть ¦ 6 ¦проблемы и ¦ОК-2 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦направления ¦ОК-5 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся¦ ¦развития ¦ОК-6 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦конструкций ¦ОК-7 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦транспортных и ¦ОК-8 ¦
¦ ¦- программно-целевые методы и¦ ¦транспортно- ¦ОК-9 ¦
¦ ¦методики их использования при¦ ¦технологических ¦ПК-5 ¦
¦ ¦анализе и совершенствовании¦ ¦машин и ¦ПК-6 ¦
¦ ¦производства; ¦ ¦оборудования ¦ ¦
¦ ¦- состояние и направления¦ ¦Современные ¦ ¦
¦ ¦использования достижений¦ ¦проблемы и ¦ ¦
¦ ¦науки и практики в¦ ¦направления ¦ ¦
¦ ¦профессиональной ¦ ¦развития ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦технической ¦ ¦
¦ ¦- методики эффективной¦ ¦эксплуатации ¦ ¦
¦ ¦организации работы¦ ¦транспортных и ¦ ¦
¦ ¦предприятий эксплуатационного¦ ¦транспортно- ¦ ¦
¦ ¦комплекса; ¦ ¦технологических ¦ ¦
¦ ¦- основные понятия в области¦ ¦машин и ¦ ¦
¦ ¦интеллектуальной ¦ ¦оборудования ¦ ¦
¦ ¦собственности, прав авторов,¦ ¦Компьютерные ¦ ¦
¦ ¦предприятия-работодателя, ¦ ¦технологии в ¦ ¦
¦ ¦патентообладателя, основные¦ ¦науке и ¦ ¦
¦ ¦положения патентного¦ ¦производстве, ¦ ¦
¦ ¦законодательства и авторского¦ ¦Интеллектуальная ¦ ¦
¦ ¦права Российской Федерации; ¦ ¦собственность ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- пользоваться основными¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нормативными документами по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вопросам ИС, проводить поиск¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по источникам патентной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информации, определять¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патентную чистоту¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦разрабатываемых объектов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техники, подготавливать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦первичные материалы к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦патентованию изобретений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦официальной регистрации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦программ для ЭВМ и баз¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦данных; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦владеть: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦компьютерной, информационной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦техникой и технологиями.¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ 14 ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦М.2¦Профессиональный цикл ¦ 40 ¦Менеджмент ¦ОК-3 ¦
¦ ¦Базовая ¦ 12 ¦инноваций ¦ОК-4 ¦
¦ ¦(общепрофессиональная) часть ¦ 28 ¦Риск-менеджмент ¦ПК-1 ¦
¦ ¦В результате изучения базовой¦ ¦Всеобщее ¦ПК-2 ¦
¦ ¦части цикла обучающийся¦ ¦управление ¦ПК-3 ¦
¦ ¦должен: ¦ ¦качеством ¦ПК-4 ¦
¦ ¦знать: ¦ ¦Основы научных ¦ПК-7 - 50 ¦
¦ ¦- вопросы организации¦ ¦исследований ¦ ¦
¦ ¦инновационной деятельности на¦ ¦Современные ¦ ¦
¦ ¦фирме: маркетинговые¦ ¦проблемы и ¦ ¦
¦ ¦инновационные исследования,¦ ¦направления ¦ ¦
¦ ¦научно-исследовательские ¦ ¦развития ¦ ¦
¦ ¦работы, конструкторская,¦ ¦технологий ¦ ¦
¦ ¦технологическая и¦ ¦применения ¦ ¦
¦ ¦организационная подготовка¦ ¦транспортных и ¦ ¦
¦ ¦производства новой продукции¦ ¦транспортно-тех- ¦ ¦
¦ ¦и создания новых систем;¦ ¦нологических ¦ ¦
¦ ¦инновационные стратегии, виды¦ ¦машин и ¦ ¦
¦ ¦и методы выбора; ¦ ¦оборудования ¦ ¦
¦ ¦- сущность, задачи и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦особенности управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦риском как новой отрасли¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знаний; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- основы всеобщего управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦качеством; вопросы влияния¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством на успех¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятия; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методологические основы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научного познания и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчества: понятие научного¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦знания; теоретические и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эмпирические методы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследования; элементы теории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и методологии¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦научно-технического ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦творчества; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- современные и перспективные¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологические процессы¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦применения транспортных и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦транспортно-технологических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦машин и оборудования в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦различных отраслях ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦уметь: ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать передовой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отраслевой, межотраслевой и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зарубежный опыт; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- организовывать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инновационную деятельность на¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предприятии; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- управлять инвестиционными¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦рисками на предприятии;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- использовать методы и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦средства обеспечения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦улучшения качества для¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦улучшения производственных¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процессов на предприятиях¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦отрасли; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- ставить и решать¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦теоретические и практические¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦задачи исследования;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- пользоваться методами и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦принципами инновационной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методами оценки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инвестиционных рисков; ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- принципами всеобщего¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦управления качеством;¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- методологией¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментальных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦исследований. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ +-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦ ¦Вариативная часть (знания,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦умения, навыки определяются¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦М.3¦Практики и научно- ¦ 57 ¦ ¦ПК-1 - 50 ¦
¦ ¦исследовательская работа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(практические умения и навыки¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦определяются ООП вуза) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦М.4¦Итоговая государственная ¦ 3 ¦ ¦ПК-42 - 45 ¦
¦ ¦аттестация ¦ ¦ ¦ПК-47 - 50 ¦
+---+-----------------------------+---------+-----------------+-----------+
¦ ¦Общая трудоемкость основной ¦ 120 ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательной программы ¦ ¦ ¦ ¦
L---+-----------------------------+---------+-----------------+------------


   --------------------------------

<*> Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в развитии общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, опытно-технологической, опытно-конструкторской, исполнительской, творческой), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП магистратуры, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности, к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 18 академических часов.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
   --------------------------------

<*> Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 38, ст. 4534).

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными, а их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей, проведение ролевых игр, тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры вуза должна включать лабораторные практикумы и/или практические занятия по следующим дисциплинам (модулям) базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области современных проблем и направлений развития конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, современных проблем и направлений развития технической эксплуатации транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, компьютерных технологий в науке и производстве, интеллектуальной собственности, менеджмента инноваций, риск-менеджмента, всеобщего управления качеством, основ научных исследований, современных проблем и направлений развития технологий применения транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Практика является обязательным разделом ООП магистратуры. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки предусматриваются следующие виды практик: производственная, научно-исследовательская, научно-производственная, научно-педагогическая.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
7.16. Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО и ООП вуза. Вузами могут предусматриваться следующие виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской работы обучающихся:
планирование научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
проведение научно-исследовательской работы;
корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
составление отчета о научно-исследовательской работе;
публичная защита выполненной работы.
Основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование темы, обсуждение плана и промежуточных результатов исследования в рамках научно-исследовательского семинара. В процессе выполнения научно-исследовательской работы и в ходе защиты ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей, позволяющее оценить уровень приобретенных знаний, умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определенного уровня культуры.
7.17. Реализация ООП магистратуры должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. К образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20 процентов преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу и научно-исследовательскому семинару, должны иметь российские или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) или ученое звание профессора должны иметь не 12 менее процентов преподавателей.
При реализации ООП магистратуры, ориентированных на подготовку научных и научно-педагогических кадров, не менее 75 процентов преподавателей, обеспечивающих учебный процесс, должны иметь ученые степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
Общее руководство научным содержанием и образовательной частью ООП магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником вуза, имеющим ученую степень доктора наук или степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности, и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее трех лет.
Для основного штатного научно-педагогического работника вуза, работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не более чем двумя ООП магистратуры; для внутреннего штатного совместителя - не более одной ООП магистратуры.
Непосредственное руководство магистрами осуществляется руководителями, имеющими ученую степень и ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
Руководители ООП магистратуры должны регулярно вести самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать в исследовательских (творческих) проектах, иметь публикации в отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах, трудах национальных и международных конференций, симпозиумов по профилю, не менее одного раза в пять лет проходить повышение квалификации.
7.18. ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние пять лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.19. Ученый совет высшего учебного заведения при введении новых ООП магистратуры утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.
Финансирование реализации основных образовательных программ должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения <*>.
   --------------------------------

<*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 150; 2002, № 26, ст. 2517; 2004, № 30, ст. 3086; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2007, № 17, ст. 1932; № 44, ст. 5280).

7.20. Высшее учебное заведение, реализующее ООП магистратуры, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующих действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации ООП магистратуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
лаборатории по дисциплинам модуля М.2 - Профессиональный цикл;
специально оборудованные кабинеты или аудитории по дисциплинам модуля М.1 - Общенаучный цикл.
При использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки своей деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
Оценка качества освоения ООП магистратуры должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП магистратуры (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, соответствовать целям и задачам ООП магистратуры и ее учебному плану. Они призваны обеспечивать оценку качества общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником.
При разработке оценочных средств для контроля качества изучения модулей, дисциплин, практик должны учитываться все виды связей между включенными в них знаниями, умениями, навыками, позволяющие установить качество сформированных у обучающихся компетенций по видам деятельности и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности.
При проектировании оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, их готовности вести поиск решения новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения.
Помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей.
8.4. Обучающимся, представителям работодателей должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.5. Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения системы оценивания и контроля компетенций магистров к условиям их будущей профессиональной деятельности. С этой целью кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.6. Итоговая государственная аттестация направлена на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.
Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета вуза.
8.7. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.
Выпускная квалификационная работа в соответствии с ООП магистратуры выполняется в виде магистерской диссертации в период прохождения практики и выполнения научно-исследовательской работы и представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением задач того вида или видов деятельности, к которой готовится магистр (расчетно-проектной, производственно-технологической, экспериментально-исследовательской, организационно-управленческой, сервисно-эксплуатационной).
Тематика выпускных квалификационных работ должна быть направлена на решение профессиональных задач:
анализ получаемой полевой и лабораторной информации с использованием современной вычислительной техники;
проектирование и проведение производственных (в том числе специализированных) работ;
обработка и анализ получаемой производственной информации, обобщение и систематизация результатов производственных работ с использованием современной техники и технологии;
разработка нормативных методических и производственных документов.
При выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные углубленные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.
8.8. Программа государственного экзамена разрабатывается вузами самостоятельно. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий должна быть комплексной и соответствовать избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru