| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Генпрокуратуры РФ от 17.03.2010 № 114
"Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации"
Официальная публикация в СМИ:
"Законность", № 6, 2010
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 17 марта 2010 г. № 114
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА
ЭТИКИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях установления правил поведения и норм служебной этики прокурорского работника в профессиональной и во внеслужебной деятельности, руководствуясь ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации (приложение № 1) и Концепцию воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (приложение № 2).
2. Руководителям органов и учреждений прокуратуры исходить из того, что нарушение прокурорским работником норм Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации учитывается при решении вопроса о привлечении его к дисциплинарной ответственности, а в случае, когда данное нарушение выразилось в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, влечет наложение дисциплинарного взыскания.
3. Работу с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации осуществлять с учетом положений Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и в соответствии с Концепцией воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.
4. Первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителям главных управлений и управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, районам и городам, других территориальных, приравненных к ним военных и иных специализированных следственных органов, руководителям научных и образовательных учреждений системы прокуратуры организовать изучение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и Концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.
5. Приказ опубликовать в журнале "Законность".
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первых заместителей и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации согласно распределению обязанностей.
Приказ направить первым заместителям и заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, заместителям Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, руководителям главных управлений и управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, руководителям следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, районам и городам, других территориальных, приравненных к ним военных и иных специализированных следственных органов, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА
Приложение № 1
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 17.03.2010 № 114
КОДЕКС
ЭТИКИ ПРОКУРОРСКОГО РАБОТНИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Успешная реализация стоящих перед органами и учреждениями прокуратуры Российской Федерации задач по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства может осуществляться только на основе высокого профессионализма, честности и неподкупности прокурорских работников, их независимости и беспристрастности, способности противостоять любым попыткам неправомерного воздействия на результаты служебной деятельности.
Являясь представителями государства, прокурорские работники должны всемерно содействовать утверждению в обществе духа законности и справедливости, сохранению и приумножению исторических и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, осознавая при этом социальную значимость прокурорской деятельности и меру ответственности перед обществом и государством.
Целью настоящего Кодекса является установление правил поведения прокурорского работника, вытекающих из этого высокого звания, особенностей службы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и ограничений, связанных с прокурорской деятельностью.
Кодекс призван содействовать укреплению авторитета прокурорского работника, доверия граждан к государству и обеспечить единую нравственно-нормативную основу поведения прокурорских работников.
1. Общие положения
1. Прокурорский работник в служебной и во внеслужебной деятельности обязан:
1.1. Неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, руководствоваться правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, Присягой прокурора (следователя), и общепринятыми нормами морали и нравственности, основанными на принципах законности, справедливости, независимости, объективности, честности и гуманизма.
1.2. Руководствоваться принципом равенства граждан независимо от их пола, возраста, расы, национальности, религиозной принадлежности, имущественного положения, рода занятий и иных имеющихся между ними различий, не оказывая предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам либо общественным организациям.
1.3. Стремиться в любой ситуации сохранять личное достоинство, быть образцом поведения, добропорядочности и честности во всех сферах общественной жизни.
1.4. Избегать личных и финансовых связей, конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его чести и достоинству, репутации прокуратуры Российской Федерации.
1.5. Воздерживаться от любых действий, которые могут быть расценены как оказание покровительства каким бы то ни было лицам в целях приобретения ими прав, освобождения от обязанности или ответственности.
1.6. Не допускать незаконного вмешательства в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций.
1.7. Постоянно повышать профессиональную квалификацию, общеобразовательный и культурный уровень.
2. Правила поведения прокурорского работника
при осуществлении служебной деятельности
2.1. В служебной деятельности прокурорский работник:
2.1.1. Исходит из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности.
2.1.2. Непримиримо борется с любыми нарушениями закона, кем бы они ни совершались, своевременно принимает эффективные меры к защите охраняемых законом прав и свобод человека и гражданина, а также интересов общества и государства, добивается устранения нарушений закона и восстановления нарушенных прав.
При рассмотрении вопроса об ответственности лиц, допустивших нарушения закона, прокурорский работник руководствуется принципами справедливости и неотвратимости ответственности, учитывает характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения и данные, характеризующие личность правонарушителя.
2.1.3. Придерживается общих принципов служебного поведения государственных служащих.
2.1.4. Соблюдает запреты, ограничения и обязанности, установленные действующим законодательством для государственных служащих.
2.1.5. Стремится быть верным гражданскому и служебному долгу, добросовестно выполнять возложенные на него служебные обязанности.
2.1.6. Информирует непосредственного руководителя о случаях предъявления кем бы то ни было требований, высказывании просьб либо предложений совершить противоречащий закону или правилам служебного поведения поступок.
2.1.7. Использует должностные полномочия взвешенно и гуманно, воздерживается от поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении прокурорским работником служебных обязанностей.
2.1.8. Не допускает проявлений бюрократизма, формализма, высокомерия, неуважительного отношения к законным просьбам и требованиям граждан.
2.1.9. Не допускает, чтобы его политические и религиозные убеждения влияли на принятие решений, связанных с исполнением служебных обязанностей.
2.1.10. Стремится быть образцом уважения к суду, способствует вынесению законного, обоснованного и справедливого судебного решения.
2.1.11. Во время разбирательства дела судом воздерживается от действий, которые могут быть расценены как оказание неправомерного влияния на процесс отправления правосудия.
2.1.12. В отношениях с другими участниками судебного процесса соблюдает официальный деловой стиль, проявляет принципиальность, корректность, непредвзятость и уважение ко всем участникам судебного заседания.
2.1.13. Во взаимоотношениях с представителями органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций сохраняет независимость, проявляет тактичность и уважение, требовательность и принципиальность.
2.1.14. Не допускает истребования от юридических или физических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством.
2.1.15. Придерживается делового стиля одежды, соответствующего статусу государственного служащего, соблюдает разумную достаточность в использовании косметики, ювелирных изделий и иных украшений.
2.2. Прокурорский работник, имеющий полномочия руководителя в системе органов и учреждений прокуратуры:
2.2.1. Содействует установлению и поддержанию в коллективе здорового морально-психологического климата.
2.2.2. При определении объема и характера работы руководствуется принципами справедливости, учета личных и деловых качеств, квалификации и опыта работы подчиненных работников.
2.2.3. Не допускает по отношению к подчиненным работникам необоснованных претензий, а также фактов грубости и бестактности.
2.2.4. Проявляет заботу о подчиненных работниках, вникает в их проблемы и нужды, содействует принятию законного решения, способствует профессиональному и должностному росту работников.
2.2.5. Оказывает поддержку и помощь молодым специалистам (с опытом работы до 3 лет) в приобретении профессиональных навыков.
3. Взаимоотношения прокурорских работников органов
и учреждений прокуратуры
3.1. Взаимоотношения между прокурорскими работниками должны основываться на принципах товарищеского партнерства, взаимоуважения и взаимопомощи.
3.2. Критика недостатков в работе должна быть объективной, взвешенной, принципиальной и с пониманием приниматься тем работником, к которому она обращена.
3.3. Не допускается оказание воздействия на своих коллег в целях принятия желаемого для прокурорского работника или иных лиц противозаконного и (или) необоснованного решения.
4. Основные правила поведения прокурорского работника
во внеслужебной деятельности
4. Во внеслужебной деятельности прокурорский работник:
4.1. Соблюдает правила общежития, уважает национальные и религиозные обычаи, культурные традиции, должен быть тактичным, выдержанным и эмоционально устойчивым.
4.2. В случае явного нарушения закона, очевидцем которого он являлся, принимает все предусмотренные законом меры для пресечения противоправных действий и привлечения виновных лиц к ответственности.
4.3. Не допускает использования своего служебного положения для оказания влияния на деятельность любых органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов, в том числе неслужебного характера, в которых он прямо или косвенно заинтересован.
4.4. Пользуется свободой слова, вероисповедания, правом на участие в ассоциациях и объединениях, за исключением случаев, установленных законодательством.
4.5. Участвует в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету прокуратуры Российской Федерации и не препятствует осуществлению прокурорским работником своих профессиональных обязанностей.
5. Ответственность прокурорского работника за нарушение
требований настоящего Кодекса
5.1. За нарушение положений настоящего Кодекса руководителем органа прокуратуры лично или при необходимости в присутствии трудового коллектива к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры воздействия:
устное замечание;
предупреждение о недопустимости неэтичного поведения;
требование о публичном извинении.
5.2. Нарушение прокурорским работником норм Кодекса, выразившееся в совершении проступка, порочащего честь прокурорского работника, является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.
6. Заключительные положения
6.1. Соблюдение прокурорским работником норм настоящего Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.
6.2. Настоящий Кодекс вступает в силу с даты его утверждения Генеральным прокурором Российской Федерации.
Приложение № 2
к Приказу Генерального прокурора
Российской Федерации
от 17.03.2010 № 114
КОНЦЕПЦИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ПРОКУРАТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Концепция воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации (далее - Концепция) включает в себя совокупность базовых положений, регламентирующих воспитательный процесс в качестве важного условия повышения эффективности работы органов и учреждений прокуратуры по достижению целей обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. В этом отношении воспитательная работа выступает составным и неотъемлемым элементом кадровой политики органов прокуратуры Российской Федерации, надежным инструментом ее реализации.
1.2. Воспитательная работа - это комплекс взаимосвязанных правовых, организационных, экономических, психолого-педагогических мероприятий по воспитанию работников системы органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в духе неуклонного соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, служения интересам общества и государства, исполнения требований закона и профессиональной этики прокурорских работников.
1.3. Сущность воспитательной работы обусловлена спецификой государственной службы в прокуратуре, ролью и местом органов прокуратуры в системе государственно-правовых институтов, характером возложенных на них задач и выполняемых ими функций.
1.4. Под воспитанием понимается процесс целенаправленного и систематического воздействия на прокурорского работника с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для обеспечения добросовестного и эффективного выполнения им своих служебных обязанностей.
1.5. Правовую основу настоящей Концепции составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и иные федеральные законы, правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительные документы Генерального прокурора Российской Федерации, Кодекс этики прокурорского работника Российской Федерации.
2. Цель и задачи воспитательной работы
2.1. Цель воспитательной работы - формирование у работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации правосознания, системы ценностей и профессионально значимых свойств личности, необходимых для безупречного исполнения служебных обязанностей, поддержания в обществе высокого авторитета прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
2.2. Для ее реализации требуется выполнение следующих основных задач:
формирование у прокурорских работников непримиримого отношения к преступлениям, иным правонарушениям, кем бы они ни совершались, воспитание прокурорских работников в духе строгого соблюдения Конституции Российской Федерации и законов, Присяги прокурора (следователя), уважения к государственным символам Российской Федерации и лучшим традициям, накопленным в органах прокуратуры за почти 300-летний период деятельности;
формирование мировоззрения и системы ценностей прокурорских работников, а также социально и профессионально значимых психологических и морально-нравственных качеств, необходимых для эффективного труда, готовности к выполнению служебных задач в любой обстановке, способности к преодолению трудностей, безусловному соблюдению ограничений и запретов;
развитие у каждого работника позитивной мотивации к труду, стремления к постоянному достижению высоких результатов в работе, внимательного и уважительного отношения к гражданам, осознания личной ответственности за выполнение служебных обязанностей и задач, стоящих перед прокуратурой Российской Федерации;
создание условий для наиболее полной профессиональной самореализации работников органов и учреждений прокуратуры, развития их способностей и творческого потенциала, постоянного духовного и физического совершенствования, поддержания здорового образа жизни, бережного отношения к семье и детям;
развитие общей культуры, а также повышение культуры речи в профессиональной и во внеслужебной деятельности;
сохранение, приумножение традиций российской государственности, духовно-нравственного наследия и культурного достояния Российской Федерации, уважения к историческому прошлому российской прокуратуры;
предупреждение профессиональной деформации.
3. Основные принципы и направления воспитательной работы
в органах и учреждениях прокуратуры
3.1. К основополагающим принципам воспитательной работы относятся:
законность;
научная обоснованность;
системность, непрерывность и обязательность воспитательного процесса;
многообразие форм, методов и средств, используемых для обеспечения эффективности воспитания;
индивидуальный подход к формированию и развитию необходимых деловых и личных качеств у работников органов и учреждений прокуратуры;
объективность оценки деятельности работников органов и учреждений прокуратуры, требовательность, справедливость, взаимопонимание, товарищеская поддержка и взаимопомощь.
3.2. Реализация указанных принципов призвана обеспечить совершенствование воспитательного процесса в прокуратуре Российской Федерации по следующим основным направлениям:
1) профессиональное - формирование добросовестного и ответственного отношения к служебным обязанностям, стремления к наиболее полной реализации способностей и профессиональных качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей.
Данное направление включает формирование позитивной мотивации к труду, конкретизацию целей и задач служебной деятельности, самореализацию личности в процессе профессиональной деятельности, нацеленность на достижение высоких результатов в работе, способность в пределах своей компетенции эффективно исполнять требования законодательства Российской Федерации и достигать конкретных результатов, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
2) историко-патриотическое - осознание неповторимости Отечества, личной ответственности за его судьбу; верность традициям российской прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина, служение законности как средству политического, социально-экономического и духовного развития российского многонационального народа.
Воспитание на правозащитных традициях прокуратуры означает изучение и осознание исторического пути развития прокуратуры нашей страны, сложившихся и передаваемых из поколения в поколение правил и норм поведения, духовных ценностей, обычаев и традиций, связанных с высокопрофессиональным выполнением служебных задач.
Патриотическое воспитание работников системы прокуратуры основывается на базе важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, накопленных в процессе жизнедеятельности нашего общества и государства, национального самосознания, почитания государственных символов и общепризнанных национальных святынь;
3) психологическое - укомплектование кадрового корпуса органов прокуратуры интеллектуально развитыми, морально зрелыми и эмоционально устойчивыми специалистами, по своим психологическим характеристикам способными успешно решать сложные и ответственные задачи в любых условиях деятельности, готовыми преодолевать правовые конфликты, тяготы прокурорской службы. Данное направление также включает:
изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в коллективах органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, психологического самочувствия их работников и факторов, влияющих на его состояние и динамику;
формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективах органов и учреждений прокуратуры, деловых, доброжелательных отношений между работниками, профилактику и преодоление конфликтных ситуаций;
предупреждение поведения, отклоняющегося от общепринятых норм, снятие психологической напряженности, усталости, стрессовых состояний;
психологическое сопровождение молодых специалистов, облегчающее протекание процесса их профессиональной адаптации к службе в органах прокуратуры;
оказание психологической помощи и поддержки;
выявление на ранних стадиях различных форм профессиональной деформации у работников органов и учреждений прокуратуры, профилактику подобных негативных явлений.
4. Факторы, влияющие на состояние воспитательной работы
в прокуратуре Российской Федерации
4.1. Проблемы формирования и развития гражданского общества, деформация морально-этических ценностей и криминализация социально-экономических отношений, сопровождающаяся ростом коррупционных проявлений, повышают социальную значимость служебной деятельности прокурорского работника и одновременно требуют соответствующего анализа и объективной оценки факторов, влияющих на воспитательный процесс в системе прокуратуры Российской Федерации.
В этих условиях назрела потребность разработки концептуальных основ дальнейшего развития органов прокуратуры и, в первую очередь, сохранения кадрового потенциала системы и воспитания высокопрофессиональных специалистов, верных избранной профессии и служебному долгу. Уровень профессиональной подготовки и деловых качеств работников прокуратуры должен соответствовать требованиям, обусловленным изменениями в характере преступности, состоянии законности, социальных и экономических отношениях, политической обстановке в стране. Поэтому воспитательная работа в системе прокуратуры должна быть нацелена на формирование у работников способности оперативно реагировать на происходящие изменения.
Серьезное обновление кадрового состава органов прокуратуры нарушило необходимую преемственность поколений, что требует обеспечения позитивного диалога между представителями различных поколений, консолидации всего прокурорского сообщества. Учитывая, что работники в возрасте до 30 лет составляют в настоящее время около 40% кадрового состава, необходимо скорректировать воспитательный процесс в отношении этой возрастной категории с учетом наработанной технологии прокурорской деятельности и ее нравственных основ.
4.2. По-прежнему сложной задачей остается обеспечение стабильности кадров. Основными причинами увольнения работники прокуратуры называют:
затянувшийся процесс реформирования государственной службы Российской Федерации и недостаток информации о перспективах службы в органах прокуратуры применительно к проводимой реформе государственной службы;
отдельные недостатки в организации работы с кадрами, в том числе с молодыми специалистами, их неподготовленность к работе в условиях высоких нервно-психологических перегрузок и строгой ответственности.
4.3. К факторам, влияющим на состояние воспитательной работы в системе прокуратуры, относится также нравственная деформация некоторых прокурорских работников. В целях устранения данного негативного фактора требуется исключить факты проявления снисходительности со стороны отдельных руководителей к нарушениям юридических и этических норм подчиненными работниками.
4.4. Появление новых видов преступлений и иных правонарушений требует от прокурорских работников наличия специальных знаний в области рыночной экономики, информационного, налогового, банковского, страхового, экологического и другого отраслевого законодательства, а также владения современными методиками расследования и проведения прокурорских проверок. Их недостаточность вызывает неуверенность работников прокуратуры, влияет на качество и эффективность работы.
4.5. Необеспечение должной безопасности прокурорских работников и членов их семей способствует тому, что прокурорские работники нередко становятся объектами физического и психического насилия со стороны преступников. Недостаточная охрана зданий прокуратуры, отсутствие службы безопасности, ненадлежащее обеспечение оружием и спецсредствами защиты, неподготовленность работников к их квалифицированному применению - все эти факторы существенно влияют на решимость в отстаивании интересов законности.
4.6. Негативное отношение отдельных должностных лиц и граждан к действующим законам, правоохранительным и иным государственным органам проявляется в многообразных формах и существенно сказывается на результативности деятельности прокурорских работников. Наиболее характерными и распространенными из них являются отказ от явки в органы прокуратуры или от участия в проведении надзорных или следственных действий, дача ложных объяснений и показаний, отказ от данных ранее показаний, запугивание свидетелей, иных лиц, а также самих прокурорских работников; покушение на жизнь, здоровье и имущество прокуроров и следователей, членов их семей, попытки подкупа в связи с их профессиональной деятельностью, поджоги помещений прокуратур; многообразные проявления завуалированного или неприкрытого давления на прокурорских работников в целях принятия незаконных решений, иные негативные факторы воздействия, формирующие или существенно влияющие на условия деятельности и поведение прокурорских работников.
4.7. Система социальных гарантий и материального обеспечения прокурорских работников должна в полной мере отвечать общественной значимости работы, трудовым и психологическим затратам.
4.8. На выбор службы в органах прокуратуры влияет значимость и оценка этой работы в обществе. Большую роль в формировании имиджа прокурора играют средства массовой информации, их объективность в оценке деятельности органов прокуратуры и ее отдельных представителей, выступления руководителей и других прокурорских работников на страницах печати, по радио или телевидению. Необходимо уделять надлежащее внимание правозащитной деятельности органов прокуратуры, не ограничиваться информацией или комментариями по поводу резонансных дел. Руководители органов прокуратуры должны осуществлять правовую пропаганду, выступать с разъяснениями целей прокуратуры, особенностей работы следователей и прокуроров, ее достоинств, роли в выполнении социальных, экономических и иных задач. Однобокость, тенденциозность, предвзятость информации о деятельности прокуратуры порождают недоверие со стороны населения к прокурорским работникам.
4.9. Выявление, анализ и прогнозирование развития факторов, влияющих на уровень воспитательной работы в органах прокуратуры, имеют первостепенное значение при разработке стратегии и тактики деятельности по ее обеспечению, предопределяют выделение основных направлений, форм и методов ведения воспитательной работы, необходимость принятия системы мер правового, организационного, научного, кадрового, информационного, финансового, социально-психологического, материально-технического и иного обеспечения.
5. Моральные и психологические требования, предъявляемые
к работникам органов и учреждений прокуратуры
5.1. Составной частью процесса формирования и воспитания кадрового корпуса прокуратуры, способного решать сложные задачи в динамичных условиях, является подбор профессиональных кадров, который предполагает всестороннее изучение личности кандидата на должность и его профессиональной пригодности применительно как к общим требованиям, предъявляемым к прокурорским работникам, так и к требованиям, предъявляемым при занятии конкретной должности.
Общие требования к лицам, назначаемым на должности прокуроров и следователей, сформулированы в статье 40.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Дополнительные (специальные) требования предопределяются специфическими условиями выполнения обязанностей в связи с конкретным направлением деятельности и занимаемой должностью.
5.2. Оценка пригодности работника к службе в органах и учреждениях прокуратуры осуществляется по медицинскому, образовательному и психологическому критериям.
Медицинский критерий предполагает изучение общего состояния физического и психического здоровья прокурорского работника.
Образовательный критерий включает наличие юридических знаний, высокого уровня образованности и эрудиции, общей культуры, необходимых прокурорскому работнику для успешного выполнения служебных обязанностей.
Психологический критерий предполагает соответствие личности прокурорского работника требованиям, предъявляемым к содержанию, особенностям профессиональной деятельности, а также к условиям, в которых она протекает.
Данный критерий включает четыре блока профессионально важных психологических свойств и качеств субъекта:
морально-нравственные качества и мотивационные характеристики работника (развитое правосознание, доминирование социально значимых мотивов при осуществлении профессиональной деятельности, стремление к достижению успеха в работе, к завоеванию авторитета и уважения среди коллег и др., честность, принципиальность, гражданское мужество, чувство долга, совестливость, ответственность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность);
развитые познавательные способности (оперативность, самостоятельность, гибкость, критичность и прогностичность мышления, способность к абстрагированию, развитое воображение, наблюдательность, проницательность, интуиция, способность воспринимать новую информацию и др.);
эмоционально-волевую устойчивость (высокую работоспособность, выносливость в ситуациях длительных и интенсивных физических и психических перегрузок, способность сохранять целенаправленность и продуктивность деятельности в этих условиях, устойчивость к воздействию стресс-факторов, самообладание);
развитые коммуникативные способности (способность устанавливать и поддерживать психологический контакт с различными участниками общения, преодолевать психологические и коммуникативные барьеры, умение слушать партнера, способность правильно интерпретировать поведение собеседника, различать правдивые и ложные показания, хорошее владение устной и письменной речью, вежливость, тактичность, уважительное отношение к людям, умение в конфликтных ситуациях избирать и проводить правильную линию поведения).
5.3. Соответствие работника требованиям профессиональной деятельности определяется по результатам психологического обследования, проводимого в прокуратурах субъектов Российской Федерации. В ходе такого обследования определяется степень выраженности у работников и у кандидатов указанных качеств.
5.4. Конкретные требования к профессиональным и моральным качествам лиц, принимаемых в прокуратуру на должности прокурора или следователя, определяются приказами Генерального прокурора Российской Федерации. В целях совершенствования организации и проведения воспитательной работы с кадрами требуется более полная нормативно-правовая основа, которой можно было бы руководствоваться при приеме на государственную службу в органы прокуратуры.
5.5. Необходимость формирования определенных личностных и профессиональных качеств предопределяется также спецификой функций прокуратуры (во многом уникальных), условиями выполнения работниками обязанностей по конкретным видам деятельности. Разумеется, наличие у работника соответствующих качеств не является непременным условием выполнения служебных обязанностей в том или ином виде деятельности, однако именно эти качества позволяют работнику выполнять свои обязанности наиболее эффективно, поэтому и воспитательная работа должна быть сориентирована на их формирование.
5.5.1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, является одним из тех видов деятельности, который предъявляет требования особого характера к личностным и профессиональным качествам работников органов прокуратуры.
В сфере уголовного судопроизводства, в которой допускается применение на основании закона наиболее существенных ограничений прав и свобод граждан, прокурорский надзор должен быть реальной гарантией законности, а осуществляющие его лица - образцом безупречного исполнения служебного долга, соблюдения норм права и профессиональной этики, уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Формируемые личностные и профессиональные качества работников прокуратуры должны соответствовать возложенной на них законом обязанности привлекать к уголовной ответственности только лиц, виновных в совершении преступлений; принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни один преступник не уклонился от ответственности; строго следить за тем, чтобы ни один гражданин не подвергался незаконному ограничению в правах; следить за неуклонным соблюдением органами дознания и предварительного следствия установленного порядка расследования преступлений и принципа презумпции невиновности.
Значительные требования к личности работников органов прокуратуры предъявляет следственная работа. Следователь является важным и ответственным участником уголовного судопроизводства, на которого возложены сложные задачи и которому даны широкие полномочия. Реализация этих полномочий предполагает наличие у работника не только знаний юриспруденции, но и обостренного чувства справедливости, умения понимать психологию человека, целеустремленности, организованности, наблюдательности, выдержки, эмоциональной устойчивости, развитых аналитических способностей.
Работа следователя требует инициативных и ответственных действий, способности владеть своей профессией. Практика показывает, что не все выпускники юридических вузов, назначенные на должности следователей, готовы к современным реалиям следственной деятельности, что, в свою очередь, способствует высокой текучести кадров. В связи с этим проводимая воспитательная работа с лицами, принятыми на следственную работу в прокуратуру, в приоритетном порядке должна быть направлена на развитие необходимых профессиональных навыков и качеств, углубление специальных познаний.
5.5.2. Особое внимание следует уделить развитию необходимых профессиональных и личных качеств у прокурорских работников, участвующих в рассмотрении дел судами.
Поддерживая от имени государства обвинение по уголовным делам, осуществляя возложенные на них полномочия при рассмотрении судами гражданских дел, прокуроры являются официальными представителями прокуратуры, исполняющими сложные и важные обязанности в условиях публичности.
Полная реализация принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве неизбежно ведет к возрастанию ответственности прокурора за выполнение обязанности доказывать предъявленное подсудимому обвинение, за обеспечение его законности и обоснованности.
На прокуроре, поддерживающем государственное обвинение в суде, лежит не только правовая, но и морально-психологическая ответственность, поскольку ненадлежащее выполнение прокурором функции уголовного преследования в ходе судебного разбирательства по существу сводит на нет все усилия органов, осуществлявших предварительное расследование дела.
Формирование у прокурорских работников таких качеств, как высокий профессионализм, честность, справедливость, беспристрастность, умение убедительно отстаивать свою позицию в суде, должно стать одним из главных направлений воспитательной работы.
Для повышения профессионального уровня прокуроров, участвующих в рассмотрении дел судами, развития у них коммуникативных и ораторских способностей необходимо организовывать специализированные учебные курсы, семинары, шире применять активные формы обучения (деловые игры и др.).
5.5.3. Ответственным участком деятельности работников прокуратуры является надзор за исполнением законов органами и учреждениями, исполняющими уголовное наказание, и назначаемые судом меры принудительного характера.
Деятельность прокуроров в указанной сфере требует высокой собранности, внимания и решительности. Прокурор должен выступать олицетворением справедливого закона, в том числе направленного на исправление осужденного.
В общении со служащими этой системы надлежит учитывать особые условия их службы, связанные со стрессовыми, конфликтными ситуациями в отношениях с лицами, содержащимися в колониях, изоляторах и тюрьмах. Кроме того, следует помнить, что в названных учреждениях сконцентрированы лица, совершившие общественно опасные деяния, нередко настроенные отчужденно и даже агрессивно, что требует специальной подготовки, наличия должных морально-волевых и психологических качеств.
5.5.4. Работа по рассмотрению и разрешению в органах прокуратуры заявлений, жалоб и других обращений граждан и должностных лиц предполагает соблюдение работниками прокуратуры общепринятых этических норм при общении с посетителями, а также внимательное отношение, тактичность, доброжелательность и искреннюю заинтересованность в объективном и законном разрешении вопросов, ставших предметом такого обращения. Работники должны уметь внимательно выслушивать посетителей и оперативно уяснять суть излагаемых проблем, задавать необходимые уточняющие вопросы в корректной форме, принимать меры к преодолению конфликтного поведения со стороны посетителей. Это предполагает наличие обширных познаний действующего законодательства и умения при необходимости разъяснять его положения, готовности обеспечивать разрешение обращений без волокиты на основе постоянного поиска новых методов решения возникающих вопросов.
Рост доверия населения налагает на работников прокуратуры ответственность, сопряженную с неизбежным увеличением служебной нагрузки, что требует их высокой дисциплинированности и добросовестного отношения к разрешению обращений.
5.5.5. В соответствии со спецификой деятельности военной прокуратуры, особенностями статуса ее работников воспитательная работа в органах военной прокуратуры проводится с применением форм и методов воинского воспитания, с использованием воинских традиций и осуществляется на основе требований общевоинских уставов, соответствующих приказов Главного военного прокурора. В содержание воспитательной работы с кадрами в органах военной прокуратуры наряду с развитием профессиональных, моральных и деловых качеств прокурорского работника входит формирование у работников военной прокуратуры качеств надежного защитника Отечества.
5.5.6. Существенные особенности присущи организации воспитательной работы среди прокурорских работников, выполняющих служебные обязанности в условиях экстремальных ситуаций, - в зонах локальных вооруженных конфликтов, проведения контртеррористических операций, стихийных бедствий, аварий, техногенных катастроф; в следственно-оперативных группах по расследованию особо тяжких и иных преступлений, имеющих большой общественный резонанс; при проведении надзорных и следственных действий в условиях, опасных для жизни и здоровья, а также в условиях применения к участникам уголовного процесса мер государственной защиты; при выезде для проведения проверок на спецобъекты, в учреждения уголовно-исполнительной системы, в места лишения свободы, в регионы со сложной криминогенной ситуацией или с неблагоприятными климатическими условиями.
Необходимую помощь прокурорским работникам в подготовке к работе в экстремальных условиях оказывают руководители органов прокуратуры и психологи кадровых подразделений.
Обеспечению эффективности деятельности прокурорских работников в экстремальных условиях способствует их качественная профессионально-психологическая подготовка. От этого зависит не только успешность профессиональной деятельности прокурорских работников в экстремальных условиях, но и сохранение их жизни, здоровья и нормального душевного и духовного состояния. Поэтому профессионально-психологическая подготовка для работы в экстремальных условиях должна быть нацелена на формирование у работников прокуратуры профессиональной бдительности, психологической устойчивости, повышенной ответственности за результаты своих действий, выработку быстроты реакции на возникающие угрозы, развитие качеств, необходимых для преодоления экстремальных физических и психологических нагрузок. Работники органов прокуратуры должны иметь навыки профессиональной оценки обстановки, предметов, явлений и событий, обладать знаниями в области обеспечения личной, а также групповой безопасности.
5.6. Самостоятельной задачей воспитательного процесса должна стать профилактика профессиональной нравственной деформации, проявляющейся в искаженном отношении к служебному долгу и дискредитирующей моральный облик работника прокуратуры.
Следствием указанных деструктивных процессов может стать формирование у работников прокуратуры таких отрицательных качеств, как пренебрежительное отношение к требованиям закона, бюрократизм и формальное исполнение служебных обязанностей, высокомерие, черствость, цинизм и недоверие к окружающим, стремление к подавлению воли человека, нравственная распущенность, моральная нечистоплотность и использование элементов криминальной субкультуры в служебной деятельности.
Развитию этих негативных черт может способствовать ложное понимание работниками интересов службы, гипертрофированное развитие у них отдельных профессиональных качеств, конфликтный характер условий деятельности прокуратуры, соприкосновение работников в силу своих служебных обязанностей с негативной средой и (очень часто) конкретной человеческой бедой.
5.7. Участие в решении задач преодоления в обществе правового нигилизма, правового инфантилизма и правового идеализма, повышения уровня гражданского правосознания и правовой культуры, призванных оказывать превентивное воздействие на широкий спектр субъективных причин и условий преступности и других правонарушений, является не только профессиональной обязанностью, но и моральным долгом каждого работника прокуратуры. В связи с этим указанных лиц должны отличать высокая гражданственность и нравственность, зрелые жизненные взгляды и убеждения, а их воспитание должно быть в высшей степени направлено на поддержку чести и достоинства своей профессии, высокой культуры, образованности и информированности о последних достижениях правовой науки, служение общественным и государственным интересам, сохранение личной скромности и разумной конфиденциальности в профессиональных вопросах.
6. Основные формы, методы и средства воспитательной работы
в органах и учреждениях прокуратуры
6.1. Осуществление воспитательной работы возложено прежде всего на руководителей органов прокуратуры. В проведении воспитательной работы также участвуют работники служб по обеспечению собственной безопасности и физической защите, работники кадровых подразделений, в том числе психологической службы прокуратуры, научные и педагогические работники учреждений прокуратуры. Воспитательное воздействие на кадровый состав оказывают ветераны органов прокуратуры, члены общественных организаций, действующих в органах прокуратуры, члены Научно-консультативного совета при Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
6.2. В органах прокуратуры сложились традиционные формы воспитательной работы, оказывающие позитивный воспитательный эффект и требующие дальнейшего системного развития:
принятие работниками Присяги прокурора (следователя);
торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и Дню работника прокуратуры Российской Федерации;
аттестация и присвоение первого и очередных классных чинов (воинских званий);
обучение в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и институтах прокуратуры ведущих высших учебных заведений;
повышение квалификации, стажировки, "круглые столы", семинары, лекции, доклады и их обсуждение, индивидуально-воспитательные беседы;
наставничество;
формирование кадрового резерва и работа с ним;
организация конкурсов "Лучший прокурор" и "Лучший следователь";
проведение встреч с участниками Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., ветеранами прокуратуры;
формирование стендов, посвященных истории органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации;
посещение музеев, тематических выставок, проведение экскурсий, туристических походов, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
самообразование работников.
6.3. В процессе воспитательной работы в органах прокуратуры используются разнообразные методы: убеждение, внушение, личный пример, моральное и материальное стимулирование, принуждение.
6.4. Воспитательный процесс в целях укомплектования прокуратуры квалифицированными кадрами осуществляется путем использования системы организационных и правовых воспитательных средств, в которую входят:
совершенствование системы отбора кандидатов на службу на основе квалификационных требований к кандидатам;
применение современных научных методик изучения деловых и личностных качеств кандидатов;
недопущение необоснованных перемещений, освобождения от занимаемой должности и увольнения из органов прокуратуры;
формирование качественного резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности по профессиональным, деловым и личностным качествам с учетом установленных критериев отбора кандидатов, исключения протекционизма и подбора кадров по принципу личной преданности;
временное замещение лицами, состоящими в резерве, рекомендуемой должности с последующим анализом позитивных сторон исполнения и допущенных недочетов;
прохождение прокурорскими работниками стажировок в вышестоящих прокуратурах, базовых прокуратурах и региональных учебных центрах;
перемещение прокурорских работников (ротация) для рационального и эффективного использования их профессиональных, деловых и личностных качеств;
принятие комплексных мер по сокращению оттока квалифицированных кадров из органов прокуратуры, формирование позитивной мотивации к труду, в том числе путем совершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения социально-бытовых условий и обеспечения возможности карьерного роста; широкое внедрение новых, доказавших свою эффективность форм и методов комплектования кадров; изучение опыта воспитательной работы других правоохранительных органов в целях установления возможности его использования в органах прокуратуры.
6.5. Воспитательная работа в служебных коллективах прокуратур различного уровня должна быть направлена на обеспечение организованности и порядка в работе, предупреждение нарушений дисциплины, конфликтов, улучшение социально-психологического климата, профилактику и пресечение негативных явлений среди работников прокуратуры.
Непременным условием успеха в работе является высокая дисциплина. Персональную ответственность за состояние дисциплины несет руководитель, но решать эту задачу он должен, опираясь на коллектив. Создание в коллективе деловой, товарищеской обстановки возможно лишь тогда, когда руководитель проявляет заботу о подчиненных, повышает их ответственность за качественное выполнение задач, развивает инициативу, поощряет отличившихся и привлекает к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.
Воспитательная работа в коллективах осуществляется в процессе повседневной профессиональной деятельности работников органов прокуратуры, в ходе проведения служебных совещаний, повышения квалификации, торжественных и иных мероприятий. С учетом специфики деятельности органов прокуратуры наиболее распространенной и доступной формой воспитательной работы является индивидуальная работа руководителя с подчиненными.
Индивидуальная воспитательная работа осуществляется путем межличностного общения руководителя и подчиненного. Данная работа представляет собой разновидность управленческой деятельности руководителя, когда он осуществляет непосредственное воспитательное воздействие на подчиненного с учетом методов и средств индивидуально-воспитательной работы и в соответствии с социально-психологическими особенностями подчиненного, его авторитетом в коллективе и личными качествами.
Существенную помощь руководителям в процессе воспитательной работы могут оказывать работники психологической службы органов прокуратуры.
Индивидуально-воспитательная работа включает ряд этапов: 1) изучение личностных качеств и особенностей подчиненного; 2) выбор оптимальных приемов и методов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение; 3) анализ и оценка достигнутых результатов индивидуального воздействия, при необходимости - корректировка методов и приемов такого воздействия.
Руководитель для изучения в воспитательных целях индивидуальных данных подчиненных работников вправе использовать следующие методы: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, в том числе результатов психологического обследования, использование мнений других лиц; анализ повседневной деятельности.
Эффективным и наиболее доступным средством индивидуальной работы руководителя с подчиненными является беседа, которая позволяет ему без трудоемкой и длительной по времени подготовки решить конкретную воспитательную задачу.
Важным этапом в индивидуально-воспитательной работе является анализ достигнутых результатов, который руководитель должен осуществлять постоянно и при необходимости вносить коррективы в свою работу с подчиненными.
6.6. В целях обеспечения высокого уровня профессионализма работников органов прокуратуры необходимо совершенствовать и более действенно использовать созданную систему повышения квалификации, включающую самостоятельную учебу, постоянно действующие семинары, стажирование в структурных подразделениях аппаратов прокуратур, методических кабинетах, учебу в Академии, институтах и региональных центрах Генеральной прокуратуры Российской Федерации, других высших учебных заведениях. При этом особое внимание должно быть уделено глубокому изучению нового законодательства, методике и тактике осуществления прокурорской деятельности.
Значительную роль в подготовке и воспитании высокопрофессиональных кадров должна играть модернизация существующей системы подготовки и повышения квалификации кадров. В учебных программах следует учитывать региональные особенности состояния законности и правопорядка, организации деятельности правоохранительных органов, нормативного регулирования в субъектах Российской Федерации. Эти и иные обстоятельства влияют на качество подготовки и повышения квалификации прокурорских работников. Немаловажное значение имеет и выбор мест дислокации таких учреждений. В целях развития и оптимизации деятельности научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации необходимо использование современных методов научной организации обучения с максимальной ориентацией на практическую направленность, широкое применение активных форм обучения и новых информационных технологий для организации учебы без отрыва от производственного и воспитательного процесса.
Система повышения профессионального уровня должна включать проведение учебно-методических занятий, семинаров, тренингов, конференций по изучению действующего законодательства и методик прокурорского надзора, изучение и внедрение положительного опыта организации профессиональной учебы прокуратур ближнего и дальнего зарубежья. В воспитательных целях необходимо соблюдение и использование церемоний вручения аттестатов и дипломов, наград, объявления приказов о присвоении классного чина и других торжественных процедур.
Прокурорам следует осуществлять постоянный контроль за текущей успеваемостью студентов, обучающихся по целевым направлениям прокуратур субъектов Российской Федерации, проводить с ними индивидуальные собеседования, привлекать их в качестве общественных помощников.
Итоги отбора кандидатов для поступления в вузы на целевые места Генеральной прокуратуры Российской Федерации и меры по обеспечению качественной подготовки кандидатов необходимо обсуждать на совещаниях, коллегиях с акцентом на анализе личностных характеристик студентов.
6.7. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за состояние воспитательной работы во вверенных им подразделениях. Поэтому подбору кадров на руководящие должности в органах прокуратуры необходимо придавать особое значение, выбирая на такую работу людей компетентных, с аналитическим складом ума, практическим опытом, обладающих организаторскими способностями, чуткостью и тактом. При оценке личности руководителя следует учитывать наличие качеств лидера, особенности интеллекта, моральные принципы, которыми он руководствуется, способность к самообладанию, стойкость в отстаивании своей позиции, умение слушать подчиненных, анализировать не только чужие, но и свои ошибки, грамотно решать сложные проблемы.
Одними из основных факторов успешной воспитательной работы являются личный пример руководителя в повышении профессионального и делового уровня, безупречная нравственность в повседневном поведении. Руководитель личным примером активно и непосредственно влияет на процесс воспитания подчиненного, поэтому должен всегда учитывать не только профессиональные, но и социальные, воспитательные аспекты своей деятельности. Важно, чтобы прокурор сам образцово выполнял требования, предъявляемые им к подчиненным, строго соблюдал законность, сочетал принципиальность с готовностью открыто признавать допущенные ошибки, ставил общественные интересы выше личных, в обращении с подчиненными был одинаково требователен, вежлив и доброжелателен.
6.8. Неотъемлемой формой воспитания, развития профессиональных качеств молодых специалистов, впервые принятых в органы прокуратуры Российской Федерации, является наставничество - закрепление молодых специалистов за работниками прокуратуры из числа наиболее опытных, квалифицированных и пользующихся авторитетом в коллективе для оказания индивидуальной помощи в овладении специальностью, достижении профессионального мастерства.
В соответствии с основной целью наставничества - ускорение процесса профессионального становления молодого работника, формирование у него высоких нравственных качеств - решаются следующие задачи: содействие скорейшей адаптации молодых специалистов в коллективе органа прокуратуры; воспитание у вновь принятых работников чувства долга и ответственности за порученный участок работы, гордости за избранную профессию; оказание помощи в овладении профессиональными знаниями и практическими навыками, необходимыми для успешного решения возложенных задач; формирование высоконравственных качеств у молодых работников, воспитание чувства уважения к закону, преданности выбранной профессии и правозащитным традициям прокуратуры, способности переносить физические нагрузки, связанные с несением службы, дисциплинированности и неукоснительного соблюдения норм служебной этики работника прокуратуры.
Непосредственную организацию и руководство работой по наставничеству осуществляют руководители прокуратур первичного звена, на которых возлагаются разработка конкретной программы наставничества и утверждение индивидуальных планов работы молодых специалистов. Для ведения этой работы также могут привлекаться ветераны прокуратуры.
6.9. Важное значение в работе с кадрами имеет принятие Присяги прокурора (следователя). Это памятное событие в полной мере используется для воспитания у поступивших на службу работников чувства гордости за принадлежность к органам прокуратуры. Принятие работниками Присяги проводится в торжественной обстановке с приглашением ветеранов прокуратуры, руководителей органов государственной власти, известных и уважаемых в обществе граждан.
6.10. С целью сохранения исторического наследия российской прокуратуры 12 января установлен День работника прокуратуры Российской Федерации. В воспитательной работе существенное воздействие оказывает проведение торжественных мероприятий, посвященных Дню работника прокуратуры Российской Федерации, государственным праздникам Российской Федерации, и приуроченное к этому поощрение наиболее отличившихся работников и ветеранов, а также пенсионеров органов и учреждений прокуратуры.
6.11. Аттестация работников прокуратуры является важным средством изучения и воспитания кадров, способствующим их правильной расстановке, повышению квалификации, определению уровня профессиональной подготовки и мобилизации на устранение недостатков в служебной деятельности и поведении, а также укрепления служебной дисциплины, определения соответствия занимаемой должности, перспектив профессионального роста и формирования резерва кадров для выдвижения на вышестоящие должности в органах прокуратуры. По результатам аттестации решаются вопросы о присвоении работникам первоначальных и очередных классных чинов, досрочном присвоении классных чинов, а также классных чинов выше положенных по занимаемой должности.
Процедура проведения аттестации должна быть подчинена цели осуществления воспитательного воздействия, укреплению у работников прокуратуры уважения к избранной профессии, принципиальности и беспристрастности, честного исполнения своих служебных обязанностей, творческого отношения к работе.
К проведению аттестации прокурорских работников, особенно аттестуемых впервые, целесообразно привлекать ветеранов прокуратуры.
6.12. Воспитанию ответственности за выполнение служебного долга служит присвоение прокурорским работникам очередных классных чинов (воинских званий). Большое воспитательное воздействие на работников оказывает объявление руководителем приказа о присвоении очередного классного чина (воинского звания) лично в присутствии коллектива прокуратуры с вручением работнику, получившему очередной чин, выписки из приказа и соответствующих чину погон.
Форменное обмундирование определяет принадлежность к органам прокуратуры. Ношение прокурорским работником форменного обмундирования (как в случаях, предусмотренных статьей 41.3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", так и в иных) должно быть связано с чувством гордости за принадлежность к прокурорской системе.
6.13. Важным элементом воспитательной работы служат меры, направленные на укрепление служебной дисциплины, средствами обеспечения которой являются создание соответствующих организационных и экономических условий для нормальной служебной деятельности, применение мер поощрения за безупречную и эффективную службу, а в необходимых случаях - мер дисциплинарного взыскания.
6.13.1. Существенное воспитательное значение имеет поощрение работников органов и учреждений прокуратуры. За примерное исполнение служебных обязанностей, продолжительную и безупречную службу в органах и учреждениях прокуратуры, выполнение заданий особой важности и сложности применяются поощрения, предусмотренные статьей 41.6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". Генеральный прокурор Российской Федерации может устанавливать и иные виды поощрений.
Объявление поощрений, вручение наград, служебных удостоверений производится в торжественной обстановке с соблюдением специального церемониала Генеральным прокурором Российской Федерации или по его поручению заместителем Генерального прокурора Российской Федерации, прокурором субъекта Российской Федерации, приравненным к нему военным прокурором или прокурором иной специализированной прокуратуры, руководителем научного или образовательного учреждения Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
6.13.2. Прокурорские работники несут дисциплинарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника.
Статьей 41.7 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" определены виды и порядок наложения дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением служебных обязанностей, нарушением обязанностей по соблюдению государственной и служебной тайны, неисполнением требований по охране труда, применение которой преследует цели частной и общей превенции и имеет воспитательное значение.
С целью укрепления дисциплины работников прокуратуры, предупреждения правонарушений, в том числе коррупционных, рекомендуется осуществление специальных организационно-правовых мер, направленных на неукоснительное соблюдение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, повышение персональной ответственности руководителей всех уровней за ведение индивидуальной работы с подчиненными и организацию их воспитания.
6.14. Для решения задач обеспечения преемственности поколений, воспитания прокурорских кадров в лучших традициях прокуратуры необходимо в полной мере использовать потенциал организаций ветеранов прокуратуры, а также всемерно содействовать самоорганизации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры, становлению создаваемых ими общественных органов, обеспечению условий для их деятельности.
Следует совершенствовать тесное взаимодействие с организациями ветеранов; в рамках предоставленных законом полномочий и имеющихся возможностей оказывать им помощь и поддержку; практиковать привлечение ветеранов и пенсионеров прокуратуры к участию в мероприятиях, связанных с воспитанием работников прокуратуры, обменом опытом, повышением деловой квалификации. При формировании методических советов, рабочих групп и комиссий по разработке мер, направленных на повышение эффективности прокурорского надзора и уровня организации работы, надлежит включать в их состав наиболее опытных и высококвалифицированных ветеранов прокуратуры.
Необходимо развивать такие формы привлечения ветеранов к воспитанию молодых работников прокуратуры, как наставничество, выступления в коллективах, участие в заседаниях аттестационных комиссий и иные.
6.15. Популяризации истории и лучших традиций российской прокуратуры, пропаганде прокурорской деятельности и утверждению в общественном сознании положительного образа работников органов и учреждений прокуратуры служит освещение их работы в печати, на телевидении, радио и в интернет-изданиях. Это имеет и воспитательный эффект, способствует повышению идейного и творческого уровня работников органов прокуратуры, сотрудничающих со средствами массовой информации, распространению их положительного опыта и привлечению внимания общественности к прокурорским будням. Последовательная реализация в прокуратуре принципа гласности - та необходимая мера, при помощи которой можно воздействовать на сознание работников прокуратуры, оказывать влияние на формирование их жизненной позиции, повышать общую культуру поведения, предупреждать деструктивные явления.
Генеральным прокурором Российской Федерации определяются порядок и условия проведения конкурса на лучшее освещение правозащитной деятельности прокуратуры Российской Федерации в средствах массовой информации.
6.16. Одной из задач воспитательной работы с кадрами в органах и учреждениях прокуратуры является сохранение здоровья работников. Среди работников прокуратуры популяризируется здоровый образ жизни, поощряется занятие физкультурой, спортом, туризмом, проведение культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, регулярное посещение спортивных залов, преодоление вредных привычек.
6.17. Воспитательная работа осуществляется с применением имеющихся в распоряжении органов прокуратуры средств, включая методические пособия, рекомендации по организации воспитательной работы, педагогическую, художественную, историческую и мемуарную литературу, средства юридической печати, телепрограммы правовой направленности, а также наглядные средства в виде плакатов, стендов, выставок, экспозиций.
В органах и учреждениях прокуратуры организуются постоянно действующие выставки, посвященные истории прокуратуры, которые призваны формировать у своих посетителей объективные исторические знания о делах и людях органов прокуратуры, способствовать сохранению преемственности поколений и воспитанию прокурорских работников в лучших традициях российской прокуратуры.
6.18. В служебных помещениях рекомендуется предусмотреть места для размещения стендов, отражающих историю развития органов прокуратуры и их роль в обеспечении законности. Кроме того, ежегодно следует предусматривать размещение заказов на изготовление полиграфической продукции (плакатов, календарей, грамот), сувениров, памятных знаков с символикой органов прокуратуры, которые рекомендуется использовать в оформлении служебных помещений и при награждении работников.
6.19. В целях воспитательной работы необходимо широко использовать возможности расположенных в регионе учреждений культуры: библиотек, музеев, театров и др. Следует уделять внимание приобщению работников прокуратуры к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.
7. Заключительные положения
7.1. Концепция предполагает последовательную и непрерывную ее реализацию, разработку правовых, организационных и научно-методических основ воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации.
Необходимо прежде всего осуществить следующие мероприятия:
обобщить, проанализировать и систематизировать положительный опыт воспитательной работы с кадрами, накопленный органами прокуратуры Российской Федерации, и разработать рекомендации и меры его адаптации к современным условиям;
с участием Общероссийской общественной организации ветеранов и пенсионеров органов прокуратуры Российской Федерации проработать вопрос об издании Книги памяти, посвященной прокурорским работникам - участникам Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.), об увековечении памяти прокурорских работников, погибших при исполнении служебных обязанностей;
организовать научно-практическое сотрудничество с Российской академией образования, ведущими научными и учебными заведениями в сфере воспитания и развития личности;
повысить квалификацию руководителей кадровых подразделений по вопросам совершенствования воспитательного процесса;
проводить научно-практические конференции, семинары по обмену опытом и обсуждению актуальных проблем в данной сфере;
создать кабинет психологической релаксации прокурорских работников;
совершенствовать институт наставничества в системе прокуратуры Российской Федерации;
регулярно публиковать в печатных изданиях и на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет", в иных средствах массовой информации материалы о создании, развитии, традициях прокуратуры, ее роли и деятельности по укреплению законности и правопорядка, о наиболее значимых достижениях прокуратуры в борьбе с преступностью, осуществлять правовое просвещение населения.
На базе обобщения и анализа практики воспитательной работы в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации подготовить правовые акты и методические рекомендации по ее совершенствованию.
7.2. Результатом реализации настоящей Концепции должны стать формирование высокопрофессионального кадрового состава, способного эффективно решать поставленные перед органами прокуратуры задачи по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства, улучшение социально-психологического климата в служебных коллективах, минимизация нарушений дисциплины, повышение уровня психолого-педагогической подготовленности руководящих работников органов прокуратуры, повышение качества подготовки и переподготовки кадров, совершенствование форм и методов воспитательной работы.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|