| |
www.lawsforall.ru / Постановление
Постановление Центризбиркома РФ от 28.10.2010 № 223/1490-5
"О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 10 октября 2010 года"
Официальная публикация в СМИ:
"Вестник Центризбиркома РФ", № 11, 2010
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. № 223/1490-5
О РАБОТЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ОБРАЩЕНИЯМИ,
ПОСТУПИВШИМИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ И В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРОШЕДШИХ
В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 10 ОКТЯБРЯ 2010 ГОДА
Заслушав доклад заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С.В. Вавилова, ЦИК России отмечает, что в целом выборы 10 октября 2010 года проведены с соблюдением избирательного законодательства. По всем обращениям Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проведена или в установленные законом сроки проводится проверка. По жалобам, в отношении которых проверка завершена, избирательными комиссиями приняты надлежащие меры. Изложенные в обращениях факты не привели к признанию избирательными комиссиями результатов выборов, итогов голосования недействительными. Однако в связи с нарушением процедуры голосования итоги голосования на двух избирательных участках и результаты выборов в пяти муниципальных образованиях были признаны недействительными.
Заслуживает положительной оценки практика изучения и обобщения результатов рассмотрения избирательными комиссиями обращений, поступивших в период подготовки и проведения выборов в единые дни голосования, создание избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации рабочих групп по предварительному рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий. Всестороннее предварительное изучение материалов по жалобам указанными рабочими группами повышает качество и объективность рассмотрения жалоб на заседании избирательной комиссии.
Всего в период подготовки и проведения выборов 10 октября 2010 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по состоянию на 14 октября 2010 года было получено и рассмотрено 551 обращение, при этом 86 схожих по содержанию в отношении одного кандидата поступили из Самарской области, 7 идентичных - от разных граждан из Челябинской области. Наибольшее количество поступивших в ЦИК России обращений (176) касалось вопросов регистрации кандидатов, списков кандидатов, 101 - действий (бездействия) избирательных комиссий, их должностных лиц, в том числе ответов избирательных комиссий на ранее направленные заявителями жалобы, 76 - вопросов проведения предвыборной агитации. Факты нарушений подтвердились по 46 обращениям.
В день голосования в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступило 76 обращений, из них 20 - от представителя одного из избирательных объединений и 26 - от двух граждан из Белгородской области.
Наибольшее количество обращений - 98 - поступило из Самарской области, из них подтвердилось 2, из Московской области - 60, подтвердилось 12, из Ставропольского края - 44, подтвердилось 9.
При подготовке и проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации по состоянию на 11 октября 2010 года поступило 360 обращений, из них подтвердилось 87, при проведении муниципальных выборов в административных центрах субъектов Российской Федерации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и избирательные комиссии муниципальных образований поступило 965 обращений, из них подтвердилось 233.
В день голосования в связи с проведением выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации поступило 107 обращений, из них подтвердилось 13, в связи с проведением муниципальных выборов в административных центрах субъектов Российской Федерации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации и избирательные комиссии муниципальных образований поступило 148 обращений, из них подтвердилось 26.
Заслуживает отрицательной оценки практика направления представителями избирательных объединений, кандидатами жалоб на решения, действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц в комиссии, в компетенцию которых в соответствии с положениями статей 20, 21, 23, 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не входит рассмотрение этих жалоб. Перенаправление обращений в соответствующую комиссию затягивает рассмотрение вопроса по существу и восстановление, в случае подтверждения нарушения, избирательных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на заседаниях ЦИК России было рассмотрено 12 жалоб на решения избирательных комиссий субъектов Российской Федерации об отказе в регистрации кандидатам, спискам кандидатов, исключении кандидатов из списков кандидатов, из них девять жалоб поступили из Краснодарского и Ставропольского краев, семь из которых были удовлетворены.
У избирательных комиссий продолжает вызывать трудности оценка подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов.
Итоги проверки подписей избирателей, проведенной избирательными комиссиями Краснодарского и Ставропольского краев в отношении четырех кандидатов, были признаны необоснованными. Кроме того, в отношении подписных листов одного из кандидатов Избирательная комиссия Краснодарского края и избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар осуществили еще одну повторную проверку после того, как повторная проверка подписей избирателей этими комиссиями уже была проведена, что противоречит установленному порядку проверки подписей избирателей.
Кроме того, при оценке соответствия оформления подписного листа его форме в ряде случаев имел место излишне формальный подход, что повлекло отказ кандидатам в регистрации (территориальная избирательная комиссия Степновского района Ставропольского края, избирательная комиссия Степновского муниципального района Ставропольского края, Избирательная комиссия Ставропольского края).
Рассмотрение поступивших жалоб выявило факты поверхностной проверки, нежелание комиссий при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, соответствующей жалобы получить необходимые уточнения лично у кандидатов даже при отсутствии сомнений в достоверности сведений, которые кандидат сообщил о себе, в частности о месте работы и занимаемой должности (избирательная комиссия муниципального образования города Минеральные Воды Ставропольского края, территориальная избирательная комиссия Минераловодского района Ставропольского края, Избирательная комиссия Ставропольского края).
При этом следует отметить недостаточное изучение в избирательных комиссиях материалов совещания с председателями избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по вопросам регистрации кандидатов, состоявшегося в 2010 году в ЦИК России. Так, председателем Избирательной комиссии Новосибирской области в одну из территориальных избирательных комиссий было направлено разъяснение о возможности неуказания субъекта Российской Федерации в адресе места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, что не соответствует подпункту 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Избирательные комиссии при рассмотрении жалоб, иных вопросов не всегда соблюдали принцип равенства кандидатов, предусмотренный статьей 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Так, при рассмотрении жалоб было установлено, что территориальной избирательной комиссией города Буденновска (Ставропольский край), несмотря на недостатки, допущенные избирательным объединением и всеми кандидатами при представлении документов о выдвижении, 14 из 16 кандидатов были зарегистрированы, однако двум в регистрации было отказано, что с очевидностью нарушило принцип равенства прав кандидатов. Избирательная комиссия Ставропольского края согласилась с таким подходом.
По итогам рассмотрения жалоб следует подчеркнуть, что недостаточный уровень правовой подготовки представителей избирательных объединений, небрежность, допущенная при оформлении подписных листов, в ряде случаев явились причинами нарушений, послужившими основаниями для отказа в регистрации выдвинутых избирательными объединениями кандидатов, списков кандидатов, в частности, на выборах депутатов Костромской областной Думы, органов местного самоуправления в Краснодарском крае, Томской области.
ЦИК России отмечает повышение эффективности организации взаимодействия избирательных комиссий и правоохранительных органов, что повлияло на сокращение сроков реагирования правоохранительных органов на представления избирательных комиссий и своевременное пресечение нарушений закона. Вместе с тем выявление нарушителей закона не должно явиться препятствием для рассмотрения жалоб и восстановления, в случае необходимости, нарушенных избирательных прав граждан Российской Федерации. Так, в результате направления избирательной комиссией городского округа Самара подписных листов четырех кандидатов в правоохранительные органы до истечения сроков на обжалование решения комиссии об отказе в регистрации жалоба одного из кандидатов в Избирательную комиссию Самарской области фактически была оставлена без рассмотрения по существу.
Жалобы на действия (бездействие) избирательных комиссий рассматриваются вышестоящими избирательными комиссиями непосредственно, либо в соответствии с компетенцией, предусмотренной статьями 20, 21, 23, 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направляются в нижестоящие избирательные комиссии.
По результатам рассмотрения указанных жалоб вышестоящими избирательными комиссиями были выявлены такие нарушения, как несоблюдение процедуры назначения члена территориальной избирательной комиссии (Избирательная комиссия Самарской области), непредставление копий документов комиссии лицам, которые в соответствии с законом вправе их получать (окружная избирательная комиссия № 2 по выборам депутатов Оренбургского городского совета), ненаправление ответа на запрос о разъяснении законодательства (Избирательная комиссия Новосибирской области), удаление с избирательного участка члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса (участковая избирательная комиссия № 27 по выборам главы и Совета депутатов муниципального образования "Город Серпухов Московской области").
При этом отмечается направление жалоб по фактам, не имеющим места в действительности.
По обращению представителя одного из избирательных объединений, поступившему в ЦИК России в день голосования, о проникновении вооруженных лиц на один из избирательных участков по выборам депутатов Каспийской городской Думы (Республика Дагестан) и вбросе большого количества избирательных бюллетеней была проведена тщательная проверка, обстоятельства, указанные в обращении, не подтвердились, заявитель обратился с просьбой приостановить рассмотрение своего обращения, а затем отозвал его.
Также в день голосования в ЦИК России от одного из кандидатов в депутаты Белгородской областной Думы поступило 18 жалоб, в том числе на незаконный вынос избирательных бюллетеней из избирательных участков, выдачу избирательных бюллетеней без представления документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации. После проведенной проверки нарушения избирательного законодательства, указанные в жалобах, не подтвердились, за исключением фактов выдачи участковой избирательной комиссией № 485 (село Фощеватово Волоконовского района) справок избирателям о том, что они приняли участие в голосовании, для представления по месту работы в качестве документа, подтверждающего уважительную причину отсутствия на работе. ЦИК России обращает внимание Избирательной комиссии Белгородской области на недопустимость таких действий.
Необоснованность некоторых жалоб, поступивших в избирательные комиссии, отмечалась при рассмотрении обращений, касающихся нарушений порядка проведения предвыборной агитации.
Так, за незаконную агитацию в день голосования на каналах организаций телерадиовещания заявители принимали обращения к избирателям лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, выборные муниципальные должности, с просьбой принять участие в голосовании (Костромская, Новосибирская области).
В ряде случаев заявители рассматривали распространяемые в средствах массовой информации сведения о деятельности кандидата, связанные с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей, как разновидность предвыборной агитации, в то время как подпунктом "д" пункта 2 статьи 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предвыборной агитацией признается распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью.
Не основаны на законе обращения по фактам сохранения в день голосования на прежних местах печатных предвыборных агитационных материалов, размещенных на расстоянии не менее 50 метров от входа в здание, где расположены избирательные комиссии.
Повышение политической конкуренции в ходе избирательных кампаний привело к использованию различных форм незаконной агитации, в связи с чем возросло количество жалоб, касающихся агитационной деятельности кандидатов и избирательных объединений (Новосибирская область, города Ижевск, Самара, Чебоксары).
В частности, размещение в телеэфире федерального государственного унитарного предприятия "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" предвыборного агитационного материала одного из кандидатов на должность главы городского округа Самара, содержащего обращение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, к избирателям городского округа Самара о поддержке этого кандидата, правомерно признано избирательной комиссией городского округа Самара нарушением порядка проведения предвыборной агитации, за что кандидату было вынесено предупреждение.
ЦИК России обращает внимание на необходимость исполнения пункта 3 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 ноября 2009 года № 181/1249-5 "О работе избирательных комиссий с обращениями, поступившими в ходе подготовки и проведения выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти и в органы местного самоуправления, прошедших в субъектах Российской Федерации 11 октября 2009 года" о представлении в ЦИК России избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации сведений о рассмотрении обращений о нарушениях избирательного законодательства на основных этапах подготовки и проведения выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и выборов в органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации в единые дни голосования и отмечает в связи с этим неудовлетворительную работу Избирательной комиссии Оренбургской области и избирательной комиссии муниципального образования "город Оренбург".
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, проанализировав работу с обращениями, поступившими в ходе прошедших 10 октября 2010 года выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, местных референдумов, и судебную практику рассмотрения избирательных споров:
совместно с представителями политических партий провести совещания (семинары) по разбору и анализу обращений, поступивших в ходе выборов и референдумов, прошедших 10 октября 2010 года;
принять меры по дополнительному обучению членов избирательных комиссий всех уровней, обратив особое внимание на причины нарушений избирательного законодательства, допущенных избирательными комиссиями при проведении вышеназванных выборов и референдумов;
не назначать в участковые и территориальные избирательные комиссии лиц, допустивших нарушения избирательного законодательства в ходе выборов и референдумов 10 октября 2010 года.
2. О принятых мерах по реализации пункта 1 настоящего Постановления проинформировать Центральную избирательную комиссию Российской Федерации до 31 декабря 2010 года.
3. Обратить внимание Избирательной комиссии Ставропольского края на необходимость повышения уровня подготовки членов территориальной избирательной комиссии города Буденновска.
4. Обратить внимание председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на неукоснительное и надлежащее исполнение пункта 3 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 ноября 2009 года № 181/1249-5 в срок, установленный ЦИК России.
5. Возложить контроль за исполнением настоящего Постановления на заместителя Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации С.В. Вавилова.
6. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".
Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
В.Е.ЧУРОВ
Секретарь Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
Н.Е.КОНКИН
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|