Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Распоряжение


Распоряжение Росавтодора от 26.11.2010 № 753-р
"Об издании и применении ОДМ 218.8.003-2010 "Рекомендации по применению норм ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в дорожном хозяйстве"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


ОДМ рекомендован к применению с 20 декабря 2010 года (пункт 1 данного документа)



МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 ноября 2010 г. № 753-р

ОБ ИЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ОДМ 218.8.003-2010
"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ГОСТ Р ИСО 14001-2007
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ"

В целях реализации в дорожном хозяйстве основных положений Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и обеспечения дорожных организаций методическими рекомендациями по разработке, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы экологического менеджмента в сфере дорожного хозяйства:
1. Структурным подразделениям центрального аппарата Росавтодора, федеральным управлениям автомобильных дорог, управлениям автомобильных магистралей, межрегиональным дирекциям по строительству автомобильных дорог федерального значения, территориальным органам управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации рекомендовать к применению с 20.12.2010 ОДМ 218.8.003-2010 "Рекомендации по применению норм ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в дорожном хозяйстве" (далее - ОДМ 218.8.003-2010).
2. Управлению научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования (В.А. Попов) в установленном порядке обеспечить издание вышеупомянутых ОДМ 218.8.003-2010 и направить их в подразделения и организации, упомянутые в п. 1 настоящего распоряжения.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Н.В. Быстрова.

Руководитель
А.М.ЧАБУНИН





ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ НОРМ ГОСТ Р ИСО 14001-2007
В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ОДМ 218.8.003-2010

Предисловие

1. Разработан Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса" (АНО "НИИ ТСК").
2. Внесен Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.
3. Издан на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26 ноября 2010 г. № 753-р.
4. Имеет рекомендательный характер.
5. Вводится впервые.

1. Область применения

Настоящие Рекомендации по применению норм ГОСТ Р ИСО 14001-2007 в дорожном хозяйстве (далее - Рекомендации) содержат рекомендации по разработке, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы экологического менеджмента в организациях дорожного хозяйства.
Целью данных Рекомендаций является оказание помощи организациям дорожного хозяйства, внедряющим систему экологического менеджмента, для обеспечения оптимального экологического результата деятельности организации.
Рекомендации предназначены для использования в практической деятельности организаций любых типов и размеров. Для упрощения внедрения системы экологического менеджмента рекомендуется сначала внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001.

2. Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению.

3. Термины и определения

В настоящем методическом документе применяются термины и определения, данные в ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 14001.

4. Рекомендации по применению

4.1. Общие положения

4.1.1. Общие рекомендации
Разработка, результативное внедрение и поддержание системы экологического менеджмента (далее - СЭМ) в рабочем состоянии существенно зависят от реализации системного подхода в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9000, а также значительно упрощаются при наличии в организации действующей системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001. Основные этапы результативного внедрения системы экологического менеджмента приведены в Приложении А. При разработке СЭМ следует основываться на имеющейся структуре системы менеджмента качества (далее - СМК), дополняя ее элементами, требуемыми стандартами на СЭМ.
Особое внимание рекомендуется обратить на Руководство по применению, приведенное в приложении А ГОСТ Р ИСО 14001.
4.1.2. Модель системы экологического менеджмента
Система экологического менеджмента основана на модели менеджмента "Plan (Планируй) - Do (Делай) - Check (Проверяй) - Act (Действуй)" (далее - PDCA). PDCA - это непрерывный итерационный процесс, который позволяет организации реализовать и поддерживать в актуальном состоянии экологическую политику (п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 14001), основанную на лидерстве высшего руководства и его обязательств в отношении СЭМ (п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 14001). Для результативного использования механизма PDCA применительно к окружающей среде (п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 14001) организации рекомендуется осуществлять следующие шаги:
1) Планируй. Следует разработать метод непрерывного планирования (п. 4.3 ГОСТ Р ИСО 14001), позволяющий организации:
- выявить экологические аспекты и связанные с ним воздействия на окружающую среду (п. 4.3.1 ГОСТ Р ИСО 14001);
- выявить и проводить мониторинг применимых законодательных и других требований, которые она обязалась выполнять, и установить, где это целесообразно, внутренние критерии деятельности;
- установить экологические цели и задачи и сформулировать программу по их достижению (п. 4.3.3 ГОСТ Р ИСО 14001).
2) Делай. Внедрить СЭМ и управлять ею (п. 4.4 ГОСТ Р ИСО 14001):
- создать (адаптировать) структуру управления, установить определенные функциональные обязанности, сферы ответственности сотрудников организации и обеспечить их соответствующими полномочиями;
- предоставить запланированные ресурсы в соответствии с разработанной программой по достижению экологических целей и задач (п. 4.4.1 ГОСТ Р ИСО 14001);
- подготовить сотрудников и обеспечить их осведомленность и компетентность (п. 4.4.2 ГОСТ Р ИСО 14001);
- создать и внедрить механизмы внутреннего и внешнего обмена информации (п. 4.4.3 ГОСТ Р ИСО 14001);
- создать и поддерживать в актуальном состоянии документацию (п. 4.4.4 ГОСТ Р ИСО 14001);
- создать и внедрить механизм управления документами (п. 4.4.5 ГОСТ Р ИСО 14001);
- создать и внедрить механизм управления операциями (п. 4.4.6 ГОСТ Р ИСО 14001);
- обеспечить подготовленность к нештатным ситуациям и реагированию на них (п. 4.4.7 ГОСТ Р ИСО 14001).
3) Контролируй. Оценить элементы СЭМ (п. 4.5 ГОСТ Р ИСО 14001):
- проводить мониторинг и измерения действующей СЭМ (п. 4.5.1 ГОСТ Р ИСО 14001);
- оценивать степень соответствия законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять (п. 4.5.2 ГОСТ Р ИСО 14001);
- выявлять несоответствия и предпринимать коррекции, корректирующие и предупреждающие действия (п. 4.5.3 ГОСТ Р ИСО 14001);
- управлять записями (п. 4.5.4 ГОСТ Р ИСО 14001);
- проводить периодические внутренние аудиты (п. 4.5.5 ГОСТ Р ИСО 14001).
4) Действуй. Анализировать и предпринимать действия по улучшению СЭМ (п. 4.6 ГОСТ Р ИСО 14001):
- проводить через запланированные интервалы времени анализ СЭМ со стороны высшего руководства;
- выявлять области деятельности, нуждающиеся в улучшении.
Этот непрерывный процесс дает возможность организации постоянно улучшать систему экологического менеджмента. Каждый новый цикл PDCA использует результаты предыдущего.
4.1.3. Обязательства и лидерство высшего руководства
Для успешного создания и улучшения СЭМ необходимо принятие обязательств со стороны высшего руководства организации по улучшению экологического менеджмента деятельности организации, ее продукции и услуг. Лидерство и обязательства высшего руководства являются ключевыми факторами. Как правило, принятие обязательств отражается в приказе о начале внедрения СЭМ и в экологической политике (п. 4.2 ГОСТ Р ИСО 14001).
4.1.4. Первичный экологический анализ
Организации, не имеющей СЭМ, следует вначале оценить текущее состояние по отношению к окружающей среде посредством анализа. Целью этого анализа является рассмотрение экологических аспектов видов деятельности организации, ее продукции и услуг как основы для создания ее системы экологического менеджмента.
Такой анализ должен охватывать четыре ключевые области:
- идентификацию экологических аспектов, включая те, которые связаны с нормальными и ненормальными (аномальными) условиями функционирования, включая все стадии жизненного цикла работ (проектирование, строительство, эксплуатация, ремонт, капитальный ремонт, утилизация) или изготовления продукции для нужд дорожного хозяйства;
- идентификацию применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- исследование существующей практики и процедур экологического менеджмента, включая те, которые связаны с деятельностью по закупкам и контрактам;
- оценку предшествующих нештатных ситуаций и аварий.
Результаты анализа могут быть использованы для определения области применения СЭМ, разработки или улучшения экологической политики, установления экологических целей и задач, а также для определения результативности подхода к поддержанию соответствия применимым законодательным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.
Метод, который может использоваться при проведении первичного экологического анализа, приведен в Приложении Б.
4.1.5. Рекомендации по внедрению
Определенные выше механизмы позволяют высшему руководству определить область применения СЭМ в организации, тем самым выполнив основное требование п. 4.1 ГОСТ Р ИСО 14001. Все виды деятельности, продукцию и услуги организации, попадающие в эту область, следует включить в систему экологического менеджмента.
Все разрабатываемые документированные процедуры, необходимые для результативного внедрения СЭМ в организации, рекомендуется максимально органично интегрировать в существующие процедуры действующей системы менеджмента качества, а для вновь разрабатываемых процедур и форм записей учитывать требования соответствующих СТО. В Приложении В приведен перечень документов, в том числе документированных процедур (далее - ДП) и записей с примерами, рекомендуемых к созданию при разработке СЭМ, соответствующей ГОСТ Р ИСО 14001, а также даны рекомендации по их интеграции и гармонизации с СМК, где это целесообразно.
Если в организации система менеджмента качества не внедрена, то разработку документированных процедур, требуемых ГОСТ Р ИСО 14001, рекомендуется выполнять с учетом соответствующих требований ГОСТ Р ИСО 9001 согласно Приложению В.

4.2. Экологическая политика

Экологическая политика устанавливает принципы действия организации, необходимые уровни ответственности и экологические показатели, по отношению к которым будут оцениваться все последующие действия.
Ответственность за установление экологической политики лежит на высшем руководстве организации. Экологическую политику целесообразно формировать по результатам анализа возможных взаимодействий организации с окружающей средой - экологических аспектов. Целесообразнее экологическую политику включить в документ, содержащий политику в области качества, а по возможности создать единую политику, отражающую аспекты, касающиеся как СМК, так и СЭМ.
Общие положения, которые рекомендуется учесть при разработке политики, следующие:
- миссия, видение, ключевые ценности и убеждения;
- отношение организации к охране окружающей среды, ресурсосбережению и экологической безопасности;
- общие природоохранные цели организации;
- учет требований заинтересованных сторон и установление связи с ними;
- обязательства по проведению аудиторских проверок и оценке результативности экологических действий;
- обязательства по предотвращению загрязнения и постоянному улучшению;
- обязательства соответствовать законодательным, нормативным и другим требованиям, которые организация обязалась выполнять.

4.3. Планирование

Планирование играет ключевую роль в реализации экологической политики организации, а также в разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии СЭМ. Организации рекомендуется учесть в механизме планирования следующие элементы:
- идентификацию и выявление значимых экологических аспектов;
- выявление применимых законодательных и других требований, которые организация обязалась выполнять;
- установление, где это целесообразно, внутренних критериев деятельности;
- установление экологических целей, задач и создание программы для их достижения.
Такой механизм планирования позволит организации сконцентрировать ее ресурсы для достижения поставленных экологических целей.
4.3.1. Экологические аспекты
Организации, разрабатывающей и внедряющей СЭМ, в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001 следует идентифицировать экологические аспекты, которыми она может управлять и на которые она может влиять.
Последовательность идентификации экологических аспектов и связанных с ними воздействий на окружающую среду в общем случае для организаций дорожного хозяйства может состоять из следующих этапов с учетом результатов первичного анализа:
- идентификация конкретных источников воздействия на окружающую среду. Источники могут оказывать как отрицательный, так и положительный эффект. Под конкретными источниками воздействия понимаются элементы деятельности, технологические процессы, техника и оборудование, конкретные виды продукции, услуг, отходы и др., взаимодействующие с окружающей средой и людьми;
- идентификация экологических аспектов, увязанных с выявленными источниками воздействия;
- определение видов воздействий на окружающую среду, которые связаны с каждым экологическим аспектом, - оцениваются как при нормальном режиме работы, так и в нештатных и аварийных ситуациях.
Идентификацию видов деятельности, процессов, источников загрязнения, продукции, услуг рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
- основная деятельность. Сюда относятся все технологические процессы и выполняемые работы, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом, капитальным ремонтом и содержанием автомобильных дорог, а также изготовление материалов для нужд дорожного хозяйства, осуществляемое в организации. Необходимо учитывать максимально возможное количество источников загрязнения, процессов и работ, при осуществлении которых как в нормальном режиме работы, так и при аварийных ситуациях могут возникать экологические аспекты, оказывающие или способные оказать воздействие (положительное или отрицательное) на окружающую среду;
- вспомогательная производственная деятельность. Здесь следует выделить работы, проводимые как самой организацией, так и ее подрядными организациями. Это могут быть следующие виды работ и технологических процессов: плановые ремонты, замена, строительство новых производственных объектов, ремонт и очистка технологического оборудования, зданий, проведение технологических операций на объектах и т.д.;
- материально-техническое обеспечение. Сюда относятся такие источники воздействия, как транспортировка, хранение, погрузка и разгрузка сырья, материалов, реагентов, энергоносителей, обеспечение автотранспортом и спецтехникой;
- административно-хозяйственная, социально-бытовая деятельность. Включает использование средств автоматизации, расходных материалов, природных ресурсов, функционирование блока питания и обеспечение санитарно-гигиенических условий на объектах и т.д.;
- исследовательская деятельность. Включает проведение различных видов исследований, таких как: лабораторные, геологические, геодинамические, аналитические исследования рабочих жидкостей, реагентов и т.д.;
- прошлые воздействия на окружающую среду реализованных процессов, выполненных работ как от деятельности сторонних, подрядных организаций, так и деятельности самой организации (например: нерекультивированные земли; почвы, загрязненные реагентами; разлив ГСМ; твердые бытовые отходы на придорожной полосе и др.);
- воздействие окружающей среды на объекты деятельности. Всевозможные природные явления и процессы, оказывающие воздействие на производственные объекты, технологию, материалы (оползни, эрозия почв, криогенные процессы, экстремальные природные явления и т.д.).
На данном этапе выявляются и определяются виды и характеристики воздействия деятельности организации (работ, продукции, услуг, отходов и др.) на окружающую среду. Возможно использование данных статистической отчетности, оценок воздействия на окружающую среду, расчетов предельно допустимых выбросов, сбросов, экологической, энергетической паспортизации.
Воздействие на окружающую среду выявляется на качественном и количественном уровне в виде:
- загрязнений атмосферного воздуха и почв от выбросов (газообразных, паровых, жидкостных, парожидкостных смесей, твердых частиц);
- загрязнений окружающей среды от излучений (электромагнитных, радиационных), тепловой энергии, шума, вибраций;
- загрязнений водных объектов и почв от сбросов сточных вод, рабочих и технологических жидкостей в канализацию, водные объекты, на рельеф, отстойники, подземные горизонты;
- образования и загрязнения компонентов окружающей среды от твердых отходов, отправляемых на свалку, на переработку;
- истощения поверхностных и подземных водных объектов от нерационального водопотребления;
- загрязнений окружающей среды и истощения природных ресурсов от нерационального потребления энергоресурсов (электроэнергия, тепловая энергия, моторное топливо, сжатые и сжиженные газы).
Поскольку организация может иметь множество экологических аспектов и связанных с ними воздействий, она должна определить критерии и методы определения значимых из них. Разработанный организацией метод должен приносить согласующиеся результаты и предусматривать разработку и применение критериев оценки, например, учитывающих взаимодействие с окружающей средой, вопросы законодательства, а также интересы внутренних и внешних заинтересованных сторон.
В механизме идентификации и оценки экологических аспектов организации следует учитывать особенности территории, на которой осуществляется деятельность, затраты и время, требуемые для выполнения анализа, а также достоверность данных. Идентификация экологических аспектов не требует детальной оценки жизненного цикла.
Механизм идентификации и оценки экологических аспектов не предназначен для изменения или усиления правовых обязательств организации. Поэтому определение критериев для оценки значимости экологических аспектов деятельности, продукции и услуг организации, оказываемых значимое воздействие на окружающую среду, является ее ответственностью. Критерии, разработанные организацией, должны быть полными, подходящими для независимой проверки, воспроизводимыми и должны находиться в свободном доступе. Вопросы, рассматриваемые при определении критериев оценки значимости экологических аспектов, могут включать, но не ограничиваются следующим:
- данные о входных потоках материалов и энергии, сбросах, отходах и выхлопах с учетом категории экологического риска;
- мнения заинтересованных сторон;
- информацию о природоохранной деятельности организации, контролируемой законодательными требованиями;
- деятельность по закупкам;
- проектирование, развитие, производство, обслуживание, использование, повторное использование, вторичную переработку и утилизацию продукции организации;
- информацию о наиболее значимых природоохранных затратах и преимуществах в рамках деятельности организации.
4.3.2. Законодательные и другие требования
К законодательным требованиям в широком смысле относят любое требование или разрешение, которое относится к экологическим аспектам организации, если оно издано органами власти и управления (включая международные, национальные органы власти, органы власти субъектов федераций и местные органы власти), и имеет законную силу.
Законодательные требования могут быть выражены в разных формах, таких как:
- законодательство, включая законодательные акты и нормы;
- указы (декреты) и директивы;
- разрешения, лицензии и другие формы санкционирования;
- приказы, изданные регулирующими и надзорными органами;
- решения судов или административных комиссий;
- законы общего действия или местные законы и т.д.
Отслеживание законодательных требований организации рекомендуется осуществлять как управление документами внешнего происхождения в рамках документированной процедуры по управлению документацией. При необходимости возможна разработка отдельной процедуры по законодательным требованиям.
Перечень основных законодательных требований РФ по экологии, который может быть применим к организации, выполняющей работы или изготавливающей продукцию для нужд дорожного хозяйства, приведен в Приложении Г.
4.3.3. Цели, задачи и программы
В рамках деятельности по планированию организация устанавливает цели и задачи, чтобы выполнить обязательства, заявленные в ее экологической политике. Механизм установления и анализа целей и реализации программ по их достижению создает в организации системную основу для сбалансированного улучшения экологических показателей.
Экологические цели по аналогии с целями в области качества рекомендуется устанавливать на соответствующих уровнях и в соответствующих подразделениях, т.е. организации самой необходимо определить уровень (например, организация в целом, управления, отделы и т.д.), до которого во всех подразделениях организации будут установлены экологические цели. Экологические цели при необходимости можно декомпозировать на экологические задачи. Результатом осуществления данного механизма будет пирамида, во главе которой будет экологическая политика - стратегия экологического развития организации, далее экологическая политика декомпозируется на экологические цели - ближайшие планы как всей организации в целом, так и ее структурных подразделений, а в основании будут экологические задачи, выполнение которых позволит придерживаться курса, установленного в экологической политике. Функционирование механизма и результаты его осуществления рекомендуется формировать в виде программы.
При установлении экологических целей и задач организации рекомендуется учесть:
- принципы и обязательства, содержащиеся в ее экологической политике;
- значимые экологические аспекты;
- применимые законодательные и другие требования, которые организация обязалась выполнять;
- данные экологических анализов;
- точки зрения заинтересованных сторон;
- финансовые, производственные и организационные соображения;
- другие цели организации (например, цели в области качества).
Основные рекомендуемые характеристики для экологических целей:
- измеримость (возможность наблюдения и обладание способностью быть измеренной);
- достижимость (высокая (более 50%) вероятность достижения);
- целесообразность (выгода от достижения больше, чем затраты на достижение);
- временная ограниченность (установлен временной предел достижения целей);
- ресурсообеспеченность (установлен материальный и человеческий ресурс, необходимый для достижения цели);
- направленность на улучшение (прослеживается зависимость "достижение цели - улучшение результативности СЭМ").

4.4. Внедрение и функционирование

4.4.1. Ресурсы, функциональные обязанности, ответственность и полномочия
Организации следует выделить ресурсы, необходимые для:
- реализации экологической политики, достижения экологических целей и решения экологических задач;
- выполнения меняющихся требований организации;
- обмена информацией с заинтересованными сторонами по вопросам СЭМ;
- функционирования и постоянного улучшения СЭМ.
Для осуществления результативного управления в экологической сфере СЭМ должна быть интегрирована с механизмами уже существующей системы менеджмента. Такая интеграция может помочь организации обеспечить баланс и разрешить конфликт между целями и приоритетами в области окружающей среды и в других областях. Функциональные обязанности, ответственность и полномочия персонала могут быть установлены, например, в должностных инструкциях, положениях об отделах, трудовых договорах.
В соответствии с п. 4.4.1 ГОСТ Р ИСО 14001 в организации должен быть назначен представитель по СЭМ, при этом организация вправе сама решить, возлагать эти обязанности на представителя руководства по качеству (ПРК) или назначить другого сотрудника. Как правило, данное назначение реализуется через приказ руководителя организации, в котором определяется сотрудник, возлагаемые на него обязанности и полномочия.
4.4.2. Компетентность, подготовка и осведомленность
Механизм обеспечения компетентности, подготовки и осведомленности персонала в области экологического менеджмента ничем не отличается от аналогичного механизма в области менеджмента организации.
4.4.3. Обмен информацией
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в актуальном состоянии процедуры внутреннего и внешнего обмена информацией по вопросам экологической политики, экологических показателей или по другим экологическим вопросам.
Обмен информацией внутри организации имеет решающее значение для результативности СЭМ. Внутренний обмен информацией важен для решения проблем, координации видов деятельности, контроля выполнения планов, функционирования и улучшения СЭМ. Предоставление соответствующей информации помогает:
- сотрудникам в выполнении обязанностей и мотивирует их к содействию в поддержании усилий организации по улучшению экологических показателей;
- организации в достижении экологических целей и решении экологических задач.
Методы внутреннего обмена информацией:
- распространение протоколов собраний и совещаний;
- вывешивание информации на доски объявлений;
- распространение внутренних информационных бюллетеней;
- использование ящиков для сбора предложений;
- веб-сайты, корпоративные информационные системы и т.д.
Обмен информацией с внешними заинтересованными сторонами является эффективным инструментом для экологического менеджмента.
Организации следует быть способной продемонстрировать открытый диалог с общественностью и другими заинтересованными сторонами в отношении воздействия на окружающую среду ее деятельности, продукции и услуг для того, чтобы выявить озабоченность общественности и других заинтересованных сторон.
Методы внешнего обмена информацией:
- проведение "Дней открытых дверей";
- диалоги с общественностью;
- веб-сайты;
- выпуск периодических информационных бюллетеней и т.д.
4.4.4. Документация
Для результативного функционирования СЭМ организации следует разработать и поддерживать в актуальном состоянии документацию.
ГОСТ Р ИСО 14001 в отличие от ГОСТ Р ИСО 9001 не требует разработки Руководства по качеству, однако для обеспечения целостности самой СЭМ, ее интеграции в существующую СМК рекомендуется, руководствуясь принципом системного подхода, в действующее в организации Руководство по качеству добавить элементы СЭМ в виде дополнений и уточнений, а также ссылок на вновь разработанные документированные процедуры СЭМ.
4.4.5. Управление документацией
Механизм управления документацией в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14001 ничем не отличается от механизма управления документацией в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. Организация вполне может использовать документированную процедуру по управлению документацией, разработанную для СМК, предварительно включив в состав документов, необходимых для функционирования организации, документы по экологическому менеджменту (федеральные законы, постановления правительства, национальные стандарты, стандарты организаций и др.).
4.4.6. Управление операциями
Организации необходимо управлять операциями, чтобы выполнить свои обязательства, содержащиеся в экологической политике, достичь своих экологических целей и решить экологические задачи, соответствовать применимым законодательным и другим требованиям, с которыми организация соглашается, и осуществлять менеджмент своих значительных экологических аспектов. Чтобы спланировать результативное и эффективное управление операциями, организации следует выявить объекты и цели управления.
При выявлении потребности в управлении операциями организации следует рассмотреть всю деятельность и там, где организация определила значимые экологические аспекты, ГОСТ Р ИСО 14001 требует определить критерии, при помощи которых возможно управление воздействиями на окружающую среду (особо стоит отметить, что персонал также входит в состав окружающей среды). Осуществление основной деятельности организации регламентируется п. 7.5.1 ГОСТ Р ИСО 9001, поэтому для выполнения требований и п. 4.4.6 ГОСТ Р ИСО 14001 рекомендуется в уже существующие процедуры включать критерии, позволяющие поддерживать значимые экологические аспекты в заданных организацией границах.
Механизмы управления операциями могут иметь различные формы (процедуры, инструкции и т.д.). Выбор конкретных механизмов управления операциями зависит от вида деятельности и характера выполняемых работ, сложности и значимости операции для окружающей среды.
4.4.7. Готовность к нештатным ситуациям, авариям и ответные действия
Организации следует разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру подготовки к чрезвычайным ситуациям и реагирования на них, которая отвечает ее собственным потребностям. При создании процедуры следует учитывать, где это применимо:
- характер опасностей на территории (наличие ядовитых веществ, легковоспламеняющихся жидкостей, сжатых газов, движение автотранспорта рядом с местом проведения работ и т.д.);
- наиболее вероятный тип и масштаб чрезвычайной ситуации или аварии (взрыв, пожар, сбросы загрязняющих веществ, смерть сотрудников, ДТП и т.д.);
- возможность возникновения чрезвычайной ситуации или аварии на близлежащем объекте (завод, железная дорога и т.д.);
- наиболее подходящий метод реагирования на аварию или чрезвычайную ситуацию;
- действия, необходимые для минимизации ущерба окружающей среде;
- подготовку персонала, участвующего в реагировании на чрезвычайные ситуации;
- организацию действий в чрезвычайных ситуациях и установление ответственности за осуществление этих действий;
- маршруты эвакуации и пункты сбора;
- списки (с подробной информацией для контакта) ключевого персонала, аварийных служб и служб первой помощи;
- возможность оказания помощи со стороны соседних организаций;
- планы внутреннего и внешнего оповещения;
- периодические опробования процедуры реагирования на чрезвычайные ситуации;
- информацию об опасных материалах, включая потенциальное воздействие на окружающую среду каждого материала, и меры, которые надлежит принять при возникновении нештатной ситуации;
- планы подготовки персонала и проверки их результативности;
- механизмы послеаварийного оценивания для разработки и осуществления корректирующих и предупреждающих действий.

4.5. Контроль

4.5.1. Мониторинг и измерение
Контроль включает в себя мониторинг, измерение и оценивание экологических показателей организации. Для идентификации и адекватного предупреждения возможных несоответствий следует использовать механизм осуществления предупреждающих действий. Для идентификации и адекватного исправления причин возникновения несоответствий в СЭМ следует использовать механизм осуществления корректирующих действий.
Организации следует регулярно проводить мониторинг и измерение ее экологических показателей. Мониторинг включает в себя систематический сбор и обработку данных о функционировании элементов СЭМ, а также для определения тенденций. Измерение может быть количественным или качественным. Задачи мониторинга и измерений заключаются в следующем:
- отслеживание тенденций по выполнению обязательств, содержащихся в политике по достижению экологических целей и решению экологических задач;
- выявление данных для идентификации значимых экологических аспектов;
- мониторинг выбросов, сбросов и других воздействий на окружающую среду для обеспечения соответствия применимым законодательным и другим требованиям, с которыми организация соглашается;
- мониторинг потребления ресурсов, требуемых для достижения экологических целей и решения экологических задач;
- предоставление данных для поддержки и оценивания результативности механизмов управления операциями;
- предоставление данных для оценивания экологических показателей организации;
- предоставление данных для оценивания результативности функционирования СЭМ.
Для достижения этих целей организации следует планировать, что будет измеряться, кто, где и когда будет проводить измерение и какие методы следует использовать для этого. Чтобы сосредоточить ресурсы на наиболее важных измерениях, организации следует идентифицировать ключевые показатели, которые предоставляют наиболее полезную информацию. Для обеспечения признаваемости результатов (убедительности, обоснованности) измерения следует проводить в управляемых условиях с помощью соответствующих механизмов (проведение калибровки и поверки оборудования, использование квалифицированного персонала и т.д.). Результаты мониторинга и измерений следует анализировать и использовать для выявления тенденций.
4.5.2. Оценка соответствия
Для проведения периодической оценки своего соответствия законодательным и другим требованиям, с которыми она соглашается, организации рекомендуется:
- определить, к каким элементам деятельности, работ, продукции и услуг относятся требования;
- определить конкретное значение требований, в том числе оцениваемые показатели;
- установить собственные контрольные показатели и разработать процедуру по контролю соблюдения установленных требований;
- разработать и внедрить процедуры, обеспечивающие соблюдение установленных требований.
Область оценивания соответствия может охватывать многочисленные законодательные и другие требования, с которыми соглашается организация. Для оценки соответствия можно использовать следующие механизмы:
- аудиты;
- анализ документов и/или записей;
- интервью;
- анализ проектов или работ и т.д.
Организации следует установить частоту и методологию оценивания соответствия, адекватную ее размеру, типу и сложности. Записи оценивания следует вести и сохранять.
Основными задачами оценки соответствия является сбор и анализ данных о функционировании системы экологического менеджмента в организации, взаимодействии деятельности организации с окружающей средой. Результаты выполнения этих задач в соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р ИСО 14001 должны быть включены в отчет о результативности СЭМ. Этот механизм полностью аналогичен механизму анализа данных СМК (п. 8.4 ГОСТ Р ИСО 9001), поэтому в случае, когда представитель руководства по качеству (далее - ПРК) и представитель руководства по экологическому менеджменту является одним лицом, рекомендуется формировать единый отчет, включающий в себя информацию о результативности как СМК, так и СЭМ.
Данный механизм исполняет роль фильтра, который доводит до высшего руководства организации только ту информацию, которая необходима для принятия управленческих решений по дальнейшей деятельности и управлению организацией.
4.5.3. Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия
Механизм выявления несоответствий в СЭМ и осуществление корректирующих и предупреждающих действий помогает организации управлять функционированием СЭМ и поддерживать ее в рабочем состоянии.
Ведение записей дает организации надежный источник информации о функционировании СЭМ и ее результативности.
Чтобы СЭМ была результативной на постоянной основе, организации следует иметь метод выявления фактических и потенциальных несоответствий, осуществления коррекций, корректирующих и предупреждающих действий. Несоответствия могут возникнуть:
1) в отношении функционирования системы, например, не установлены (некорректно установлены) экологические цели и экологические задачи; не установлена ответственность, требуемая СЭМ; не проводится периодическое оценивание соответствия законодательным и другим требованиям, с которыми она соглашается, и т.д.;
2) в отношении экологических показателей, например, осуществление технического обслуживания с нарушением графика; невыполнение требований, относящихся к приемлемости операций, и т.д.
Механизмы по управлению несоответствующей продукцией, корректирующим и предупреждающим действиям наиболее однозначно и четко определены в ГОСТ Р ИСО 9001, поэтому рекомендуется применять уже внедренные документированные процедуры к СЭМ. Для избежания путаницы, лучшего понимания персонала о различии корректирующих и предупреждающих действий и обеспечения результативности предпринятых мер не рекомендуется объединять эти механизмы в одну процедуру.
4.5.4. Управление записями
Записи предоставляют свидетельства функционирования СЭМ и его результатов. Организации рекомендуется установить записи, требуемые для результативного функционирования системы экологического менеджмента.
Для выполнения требований п. 4.5.4 ГОСТ Р ИСО 14001 рекомендуется применять внедренную процедуру управления записями в СМК к СЭМ.
Результативное управление записями важно для успешного осуществления экологического менеджмента. Ключевые составляющие управления записями по вопросам окружающей среды в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 14001:
- сбор (сбор данных в соответствии с установленным объемом записи);
- индексирование (учет одного и того же вида записи по соответствующему переменному признаку);
- поддержание в рабочем состоянии (ведение установленных записей, т.е. сбор и фиксация установленных данных на установленных носителях по установленной форме);
- хранение (хранение одного и того же вида записей в установленном месте);
- защита (защита от повреждения и утраты записей);
- доступ (обеспечение возможности оперативного нахождения нужных записей);
- восстановление (возможность восстановления поврежденной либо утраченной записи);
- время сохранения (время, в течение которого должны храниться записи соответствующего вида);
- удаление (изъятие) (уничтожение записей с истекшим сроком хранения).
Все записи рекомендуется делать:
- удобочитаемыми (четкими) (отчетливыми, ясными, понятными, чтобы быть прочитанными);
- идентифицируемыми (установлены содержание записи (форма), виды собираемой информации, лицо, ответственное за сбор информации, дата создания записи);
- прослеживаемыми (возможно легко и однозначно соотнести запись с источником содержащихся в ней данных).
4.5.5. Внутренний аудит
Периодические внутренние аудиты СЭМ помогают организации провести проверку того, что система спроектирована и функционирует в соответствии с планом.
Организации следует создать программу аудита для управления планированием и проведением аудитов. Программу следует планировать с учетом значимости рассматриваемых видов деятельности (операций) с точки зрения экологических аспектов, потенциальных воздействий и результатов предыдущих аудитов.
Для экономии рабочего времени подразделений, создания наиболее благоприятной обстановки и обеспечения большей вовлеченности персонала рекомендуется совмещать проведение внутренних аудитов СМК и СЭМ. Порядок подготовки, проведения аудита и обработки полученных результатов аналогичен в обоих стандартах, поэтому целесообразно использовать уже сложившуюся в организации практику проведения внутренних проверок, дополнив ее элементами, связанными с экологическим менеджментом.

4.6. Анализ со стороны руководства

Механизм проведения анализа со стороны руководства, определенный в ГОСТ Р ИСО 14001, сопоставим с одноименным механизмом, определенным в ГОСТ Р ИСО 9001, поэтому рекомендуется уже установленный анализ со стороны руководства распространить и на систему экологического менеджмента. Ниже приведены общие рекомендации по анализу со стороны руководства применительно к системе экологического менеджмента, при этом многие из них универсальны и могут быть применены и к СМК.
Во входные данные для анализа со стороны высшего руководства следует включать:
- результаты аудитов (внутренних и внешних);
- оценку степени соответствия законодательным и другим требованиям, с которыми организация соглашается;
- экологическую результативность организации;
- сообщения от внешних заинтересованных сторон, включая жалобы;
- степень достижения экологических целей и решения экологических задач;
- статус корректирующих и предупреждающих действий;
- действия, предпринятые по итогам предыдущих анализов со стороны руководства;
- изменившиеся обстоятельства (изменения в продукции, видах деятельности и услугах организации, изменения в применимых законодательных и других требованиях, с которыми организация соглашается, достижения в науке и технологии и т.д.);
- рекомендации по улучшению.
В выходные данные (результаты) анализа со стороны высшего руководства следует включать решения и действия, касающиеся:
- пригодности, адекватности и результативности СЭМ;
- действий, относящихся к возможным изменениям экологической политики, целей, задач и других элементов СЭМ;
- потребности в ресурсах.
Постоянное улучшение - это ключевое свойство результативной СЭМ. Постоянное улучшение осуществляется посредством использования:
- экологических целей и решения соответствующих экологических задач;
- результатов аудитов (внутренних и внешних);
- оценки соответствия;
- корректирующих и предупреждающих действий;
- анализа со стороны руководства.
Организации следует постоянно оценивать элементы СЭМ для выявления возможности улучшения. Когда возможности для улучшения выявлены, следует провести их оценивание для определения действий, которые следует предпринять. Действия по улучшению следует планировать, а изменения СЭМ следует реализовывать в соответствии с этими планами.





Приложение А

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА В ОРГАНИЗАЦИИ

1) Подготовительный (подготовка к реализации проекта по разработке и внедрению СЭМ).
2) Разработка СЭМ.
3) Внедрение СЭМ.
Подготовительный этап в общем случае включает в себя:
- назначение представителя высшего руководства по СЭМ и инженера-эколога;
- создание рабочей группы по разработке и внедрению СЭМ;
- выбор обучающей и консультирующей организации (при необходимости);
- обучение высшего и среднего руководящего звена основам СЭМ и положениям ГОСТ Р ИСО 14001 (при необходимости);
- первичный анализ либо оценочный аудит (при необходимости);
- планирование работы по разработке и внедрению СЭМ;
- издание документов распорядительного характера.
Этап разработки СЭМ в общем случае включает в себя:
- распределение ответственности за обеспечение функционирования элементов СЭМ (рекомендуется разработать матрицу распределения ответственности);
- анализ законодательных, нормативных и других требований, которые организация приняла на себя;
- анализ имеющейся документации, анализ требований ГОСТ Р ИСО 14001 и определение необходимости в документированных процедурах и записях;
- идентификацию значимых экологических аспектов деятельности организации;
- разработку проектов документов СЭМ (политика, цели и задачи, процедуры и т.д.) с учетом требований механизмов системы менеджмента качества, действующей в организации.
Этап внедрения СЭМ в общем случае включает в себя:
- утверждение матрицы распределения ответственности и уточнение организационной структуры (при необходимости);
- уточнение положений о подразделениях и должностных инструкций на основе утвержденной матрицы и организационной структуры (при необходимости);
- утверждение и ввод в действие документированных процедур;
- рассылку документированных процедур и инструктаж исполнителей;
- утверждение экологической политики, целей и задач, программы и разъяснение сотрудникам их содержания;
- подготовку внутренних аудиторов;
- аудит (консультационный, внутренний);
- корректировку документации СЭМ по результатам аудита;
- проведение анализа СЭМ со стороны высшего руководства;
- реализацию решений, принятых по результатам анализа СЭМ со стороны высшего руководства.





Приложение Б

МЕТОД ПЕРВИЧНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

1. Оценка деятельности организации в области окружающей среды и ее соответствия требованиям законодательных актов, нормативно-правовых, нормативно-технических документов, регулирующих деятельность организации в области окружающей среды. Анализируются причины допущенных отклонений и меры по их предотвращению.
2. Идентификация экологических аспектов деятельности организации (технологических процессов), в наибольшей степени оказывающих воздействие на окружающую среду. При этом выявляются процессы, связанные с выбросами вредных веществ в атмосферу, сливами в воду, производством твердых отходов, загрязнением почвы, шумом и др. Идентификацию проводят с учетом прошлого, настоящего и будущего (новые технологии, продукция, сырье) воздействия деятельности организации на окружающую среду.
3. Первоначальная оценка результатов деятельности организации по характеру и уровню воздействия на окружающую среду.
4. Анализ актов, предписаний внешних контролирующих и инспектирующих организаций: выявленные несоответствия, причины, результативны ли были корректирующие действия, были ли предприняты предупреждающие действия.
5. Анализ актов, предписаний внутренних контролирующих подразделений (отдел охраны природы, санитарная лаборатория, инженер-эколог и др.): выявленные несоответствия, причины, результативны ли были корректирующие действия, были ли предприняты предупреждающие действия.
6. Выявление источников повышенной экологической опасности, связанных с повышенным риском аварии. Такие источники должны быть идентифицированы, выявлены их возможные отказы и их последствия, а также оценена вероятность аварийных ситуаций и величина возможного ущерба.
7. Рассмотрение договоров (контрактов) с поставщиками оборудования, сырья, материалов, комплектующих для оценки характеристик экологичности предметов поставки.
8. Анализ воздействия на окружающую среду субарендных организаций (выбросы, сбросы, отходы, состояние территорий, зданий и др.).
9. Анализ разделов по охране окружающей среды в стандартах организации.
10. Анализ работы подразделений организации с подрядными организациями:
- применение экологически чистых материалов;
- уборка мусора;
- состояние автомашин (течь масла, грязные колеса, превышение содержания CO в выхлопных газах и т.д.).
11. Анализ возможности слива, транспортировки и хранения опасных веществ.
12. Анализ загрузки мощностей (наличие неоптимальных режимов работы техники и оборудования, приводящих к перерасходу энергоресурсов).
13. Анализ перерасхода энергоресурсов при действиях с несоответствующей продукцией.
14. Анализ воздействия организации на прилегающие населенные пункты (загрязнения атмосферного воздуха, рек, водоемов, почвы, в том числе и в результате прошлой деятельности).
15. Анализ осуществления мер по охране здоровья персонала, жителей прилегающих населенных пунктов, развитию их социальной инфраструктуры.
16. Анализ использования водных ресурсов (повторное использование), чистоты питьевой воды, санитарно-гигиенических условий (состояние душевых комнат), медицинского обслуживания, заболеваний (наличие профессиональных).
17. Оценка параметров технологических процессов, необходимых для достижения требуемого уровня экологических характеристик.
18. Анализ выделения соответствующих и в достаточном объеме ресурсов (материальных, финансовых, кадровых), необходимых для обеспечения деятельности в области окружающей среды.
19. Анализ состояния инфраструктуры организации и ее взаимодействия с окружающей средой.
20. Оценка интересов населения, общественности, органов власти и др. в экологическом оздоровлении организации.
21. Оценка позиции собственных сотрудников в отношении экологических проблем (понимание работниками организации ответственности и последствий отступлений от требований технологических регламентов и производственных инструкций).





Приложение В

ПЕРЕЧЕНЬ
РЕКОМЕНДУЕМЫХ ДОКУМЕНТОВ ПО СИСТЕМЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

   ------------------T------------------------T-----------------------T------------------------¬

¦ Пункт ¦ Вид документа ¦ Вид записей ¦ Дополнительная ¦
¦ГОСТ Р ИСО 14001 ¦ ¦ ¦ информация ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.1. Общие ¦Руководство по качеству ¦Документы, подтвержда- ¦- ¦
¦требования ¦(область распространения¦ющие внедрение, поддер-¦ ¦
¦ ¦СЭМ) ¦жание в рабочем состо- ¦ ¦
¦ ¦ ¦янии и постоянное ¦ ¦
¦ ¦ ¦улучшение СЭМ (приказы ¦ ¦
¦ ¦ ¦о внедрении, уполномо- ¦ ¦
¦ ¦ ¦чивании, проведении ¦ ¦
¦ ¦ ¦внутренних аудитов ¦ ¦
¦ ¦ ¦и др.) ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.2. Экологиче- ¦Руководство по качеству ¦Экологическая политика ¦Доказательства того, что¦
¦ская политика ¦(механизм управления ¦или документ, ¦политика послужила ¦
¦ ¦политиками) ¦объединяющий в себе ¦основой для установления¦
¦ ¦ ¦экологическую политику ¦и анализа экологических ¦
¦ ¦ ¦и политику в области ¦целей и задач. ¦
¦ ¦ ¦качества ¦Доказательства доведения¦
¦ ¦ ¦ ¦до сведения всех лиц, ¦
¦ ¦ ¦ ¦работающих на организа- ¦
¦ ¦ ¦ ¦цию или от ее имени. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Доказательства доступ- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ности общественности ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.3.1. Экологиче-¦ДП по идентификации ¦- ¦Порядок принятия во ¦
¦ские аспекты ¦экологических аспектов и¦ ¦внимание значительных ¦
¦ ¦выявлению значительных ¦ ¦экологических аспектов ¦
¦ ¦аспектов. ¦ ¦при создании, внедрении ¦
¦ ¦Руководство по качеству ¦ ¦и поддержании в рабочем ¦
¦ ¦(п. 6.4 ГОСТ Р ИСО 9001)¦ ¦состоянии СЭМ ¦
¦ ¦- актуализированная ¦ ¦ ¦
¦ ¦информация об идентифи- ¦ ¦ ¦
¦ ¦цированных экологических¦ ¦ ¦
¦ ¦аспектах, в т.ч. о ¦ ¦ ¦
¦ ¦значимых ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.3.2. Законода- ¦ДП по выявлению и ¦- ¦Доказательства того, что¦
¦тельные и другие ¦получению доступа к ¦ ¦соответствующие требова-¦
¦требования ¦требованиям и ¦ ¦ния были приняты во ¦
¦ ¦установлению того, как ¦ ¦внимание при создании, ¦
¦ ¦их применять ¦ ¦внедрении и поддержании ¦
¦ ¦ ¦ ¦СЭМ в актуальном ¦
¦ ¦ ¦ ¦состоянии. ¦
¦ ¦ ¦ ¦Доказательства ¦
¦ ¦ ¦ ¦соответствия требованиям¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.3.3. Цели, ¦Руководство по качеству ¦Документально ¦Доказательства ¦
¦задачи и ¦(п. 5.4.1 ¦оформленные ¦согласованности целей и ¦
¦программа(ы) ¦ГОСТ Р ИСО 9001) - ¦экологические цели и ¦заданий с политикой. ¦
¦ ¦порядок установления и ¦задачи ¦Доказательства учета ¦
¦ ¦управления экологиче- ¦Программа(ы) достижения¦внешних требований, ¦
¦ ¦скими целями и задачами ¦целей и решения задач ¦значимых экологических ¦
¦ ¦Руководство по качеству ¦ ¦аспектов, других ¦
¦ ¦(п. 5.4.2 ¦ ¦требований и мнения ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) - ¦ ¦заинтересованных сторон ¦
¦ ¦порядок управления ¦ ¦при установлении и ¦
¦ ¦программой(ами) ¦ ¦анализе целей и задач ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.1. Ресурсы, ¦Документ, назначающий ¦ ¦Доказательства выделения¦
¦функциональные ¦представителя высшего ¦ ¦необходимых ресурсов. ¦
¦обязанности, ¦руководства по СЭМ и ¦ ¦Доказательства доведения¦
¦ответственность ¦устанавливающий его ¦ ¦до сотрудников их ¦
¦и полномочия ¦обязанности, ответствен-¦ ¦обязанностей, ¦
¦ ¦ность и полномочия ¦ ¦ответственности и ¦
¦ ¦(приказ, должностная ¦ ¦полномочий ¦
¦ ¦инструкция и т.д.) ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.2. Компетент-¦Руководство по качеству ¦Личная карточка ¦Работы, выполняющиеся ¦
¦ность, подготовка¦(п. 5.5.1 ¦(форма Т-2) или другие ¦для организации или от ¦
¦и осведомленность¦ГОСТ Р ИСО 9001) - ¦свидетельства ¦ее имени, которые могут ¦
¦ ¦требования по управлению¦соответствия ¦стать причиной выявлен- ¦
¦ ¦документами, устанавли- ¦компетентности ¦ного значительного ¦
¦ ¦вающими компетентность, ¦персонала ¦воздействия на ¦
¦ ¦ответственность и ¦установленным ¦окружающую среду. ¦
¦ ¦полномочия ¦требованиям ¦Информация об установле-¦
¦ ¦Должностные инструкции, ¦ ¦нии этих работ и о ¦
¦ ¦положения об отделах, ¦ ¦требованиях к компетент-¦
¦ ¦трудовые договоры и т.д.¦ ¦ности персонала, ¦
¦ ¦ДП в соответствии с ¦ ¦выполняющего работы. ¦
¦ ¦требованиями п. 4.4.2 ¦ ¦Информация о выявлении ¦
¦ ¦"a" - "d" ¦ ¦потребности в подготовке¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 14001 ¦ ¦персонала ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.3. Обмен ¦Руководство по качеству ¦- ¦Информация о ¦
¦информацией ¦(п. 5.5.3 ¦ ¦документировании и ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) - ¦ ¦ответах на запросы от ¦
¦ ¦механизм внутреннего ¦ ¦заинтересованных сторон ¦
¦ ¦обмена информацией, а ¦ ¦ ¦
¦ ¦также получения, ¦ ¦ ¦
¦ ¦документирования и ¦ ¦ ¦
¦ ¦подготовки ответов на ¦ ¦ ¦
¦ ¦запросы внешних ¦ ¦ ¦
¦ ¦заинтересованных сторон ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.4. Документа-¦- ¦- ¦Информация о документа- ¦
¦ция ¦ ¦ ¦ции, необходимой для ¦
¦ ¦ ¦ ¦результативного ¦
¦ ¦ ¦ ¦функционирования СЭМ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.5. Управление¦ДП по управлению ¦- ¦Информация о применении ¦
¦документацией ¦документацией (п. 4.2.3 ¦ ¦актуализированных доку- ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) ¦ ¦ментов и об их доведении¦
¦ ¦ ¦ ¦до сведений соответству-¦
¦ ¦ ¦ ¦ющих исполнителей ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.6. Управление¦Руководство по качеству ¦- ¦Информация об операциях,¦
¦операциями ¦(п. 7.5.1 ¦ ¦связанных с идентифици- ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) - ДП по¦ ¦рованными значительными ¦
¦ ¦управлению ¦ ¦экологическими ¦
¦ ¦соответствующими ¦ ¦аспектами. ¦
¦ ¦операциями ¦ ¦Информация об информиро-¦
¦ ¦ ¦ ¦вании поставщиков и под-¦
¦ ¦ ¦ ¦рядчиков о соответству- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ющих процедурах ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.4.7. Готовность¦ДП по выявлению ¦- ¦- ¦
¦к нештатным ситу-¦потенциальных нештатных ¦ ¦ ¦
¦ациям, авариям и ¦ситуаций и аварий и дей-¦ ¦ ¦
¦ответные действия¦ствий в таких ситуациях ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.5.1. Мониторинг¦ДП по проведению ¦Записи о регулярном ¦- ¦
¦и измерения ¦регулярного мониторинга ¦мониторинге и измерении¦ ¦
¦ ¦и измерений ¦ключевых характеристик ¦ ¦
¦ ¦ ¦операций в области ¦ ¦
¦ ¦ ¦экологии. ¦ ¦
¦ ¦ ¦Записи о поддержании в ¦ ¦
¦ ¦ ¦рабочем состоянии, ¦ ¦
¦ ¦ ¦поверке или калибровке ¦ ¦
¦ ¦ ¦оборудования для ¦ ¦
¦ ¦ ¦мониторинга и измерений¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.5.2. Оценка ¦ДП по периодическому ¦Записи о результатах ¦Информация по итогам ¦
¦соответствия ¦оцениванию соответствия ¦оценивания соответствия¦анализа результатов ¦
¦ ¦законодательным, ¦законодательным, ¦оценивания соответствия ¦
¦ ¦нормативным и другим ¦нормативным и другим ¦со стороны высшего ¦
¦ ¦требованиям ¦требованиям ¦руководства ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.5.3. Несоответ-¦ДП по управлению ¦Записи о результатах ¦- ¦
¦ствия, ¦несоответствующей ¦предпринятых действий ¦ ¦
¦корректирующие и ¦продукцией (п. 8.3 ¦ ¦ ¦
¦предупреждающие ¦ГОСТ Р ИСО 9001) ¦ ¦ ¦
¦действия ¦ДП по управлению ¦ ¦ ¦
¦ ¦корректирующими ¦ ¦ ¦
¦ ¦действиями (п. 8.5.2 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ДП по управлению ¦ ¦ ¦
¦ ¦предупреждающими ¦ ¦ ¦
¦ ¦действиями (п. 8.5.3 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) ¦ ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.5.4. Управление¦ДП по управлению ¦- ¦Информация о создании и ¦
¦записями ¦записями (п. 4.2.4 ¦ ¦поддержании записей, ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) ¦ ¦необходимых для демон- ¦
¦ ¦ ¦ ¦страции соответствия ¦
¦ ¦ ¦ ¦требованиям своей СЭМ и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ГОСТ Р ИСО 14001 ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.5.5. Внутренний¦ДП по внутренним аудитам¦Записи по проведению ¦- ¦
¦аудит ¦(п. 8.2.2 ¦внутренних аудитов ¦ ¦
¦ ¦ГОСТ Р ИСО 9001) ¦Отчеты по результатам ¦ ¦
¦ ¦Программа аудитов СЭМ ¦аудита ¦ ¦
+-----------------+------------------------+-----------------------+------------------------+
¦4.6. Анализ со ¦Руководство по качеству ¦Отчеты высшему ¦- ¦
¦стороны ¦(п. 5.6 ГОСТ Р ИСО 9001)¦руководству о ¦ ¦
¦руководства ¦ ¦результативности СЭМ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Записи об анализе СЭМ ¦ ¦
¦ ¦ ¦со стороны руководства ¦ ¦
¦ ¦ ¦(приказы, распоряжения ¦ ¦
¦ ¦ ¦и др.) ¦ ¦
L-----------------+------------------------+-----------------------+-------------------------






Приложение Г

ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

- Конституция Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
- Федеральный закон от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации;
- Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии;
- Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
- Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду;
- Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" регулирует отношения, возникающие при: разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
- Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ;
- Указ Президента Российской Федерации от 20.04.1993 № 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" постановляет Совету Министров - Правительству Российской Федерации, Советам Министров (правительствам) республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения считать обеспечение здоровья населения приоритетным направлением формируемых ими социальных программ и проводимых мероприятий;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.08.1992 № 545 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 № 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 182 "О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 № 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (редакция 2009 года) "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru