| |
www.lawsforall.ru / Приказ
Приказ Росавиации от 08.12.2010 № 538
"Об авиационном происшествии с самолетом Боинг-737-524 VQ-BAC"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ПРИКАЗ
от 8 декабря 2010 г. № 538
ОБ АВИАЦИОННОМ ПРОИСШЕСТВИИ С САМОЛЕТОМ
БОИНГ-737-524 VQ-BAC
16.01.2010 в аэропорту Внуково произошло авиационное происшествие с самолетом Боинг-737-524 VQ-BAC Открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр").
Выполнялся регулярный пассажирский рейс по маршруту Красноярск (Емельяново) - Москва (Внуково). Кроме 2 человек летного и 4 человек кабинного экипажа, на борту самолета находилось 105 пассажиров.
Посадка производилась на взлетно-посадочную полосу с магнитным курсом 238° (далее - ВПП).
Метеоусловия при посадке: ветер неустойчивый 2 м/с, видимость 6000 метров, слабый снег, облачность значительная (5 - 7 октантов), нижняя граница облачности 480 метров, температура минус 10 °C, точка росы минус 11 °C. Экипаж самолета был информирован о том, что ВПП влажная, местами сухой снег до 10 мм, коэффициент сцепления 0,42. При контрольном замере после авиационного происшествия коэффициент сцепления на ВПП составил 0,39.
При расследовании авиационного происшествия было установлено, что посадочный вес самолета составлял 48,7 тонны, что не выходило за ограничения, установленные руководством по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) самолета Боинг-737. Посадка производилась с закрылками, выпущенными на угол 30°. Снижение по глиссаде производилось на скорости 136 - 140 узлов, что выше рекомендованной (130 узлов) для фактического полетного веса.
Пилотирование на посадке осуществлял второй пилот. Посадка была произведена на удалении 800 - 850 метров от входного торца ВПП. После приземления командир воздушного судна (по его объяснению) взял управление воздушным судном на себя.
После доклада второго пилота о произведенной посадке диспетчер дал указание об освобождении ВПП по ВПП-02, пересекающей ВПП-24 на удалении 1910 метров от входного торца. В это время осуществлялось автоматическое торможение, реверс двигателей был включен, спойлеры были выпущены.
При достижении скорости 60 узлов командир воздушного судна выключил реверс двигателей и применил интенсивное торможение от педалей. Оценив, что освобождение ВПП-24 по ВПП-02 невозможно, командир воздушного судна принял решение о сруливании по рулежной дорожке № 13, примыкающей к торцу ВПП с магнитным курсом 58°.
В этот момент исполнительный старт занял вылетающий самолет, а на удалении 10,5 км до ВПП находился другой самолет. Диспетчер разрешил экипажу самолета Боинг-737-524 VQ-BAC освободить ВПП по рулежной дорожке № 13, при этом попросил ускорить, по возможности, освобождение ВПП.
После получения разрешения на освобождение ВПП по рулежной дорожке № 13 командир воздушного судна прекратил торможение и кратковременно увеличил режим работы двигателей. В результате этого путевая скорость возросла с 37 до 40 узлов, с которой самолет в дальнейшем двигался в течение 27 секунд.
На удалении 250 - 300 метров от выходного торца ВПП командир воздушного судна применил раздельное торможение, пытаясь более интенсивным торможением колес правой основной опоры шасси погасить скорость и изменить направление движения самолета для сруливания по рулежной дорожке № 13. Одновременно с этим командир воздушного судна использовал разворот колес передней опоры шасси от рукоятки ручного управления. В данный момент скорость самолета составляла 28 - 30 узлов.
Однако эти действия командира воздушного судна не обеспечили возможности безопасного освобождения ВПП по рулежной дорожке № 13, что привело к выкатыванию самолета вправо на грунт на 70 метров от правой обочины ВПП.
В процессе движения по грунту произошло разрушение передней опоры шасси. В результате авиационного происшествия пассажиры и экипаж самолета не пострадали.
По результатам расследования авиационного происшествия было сделано заключение, что выкатывание произошло при попытке экипажа изменить направление движения самолета для сруливания с ВПП на скорости, превышающей скорость руления, рекомендованную РЛЭ самолета Боинг-737 для данных погодных условий.
Сопутствующими факторами явились:
применение дифференциального торможения для изменения направления движения воздушного судна;
применение ручного управления разворотом переднего колеса шасси на скорости, превышающей рекомендованную РЛЭ самолета Боинг-737.
Анализ состояния безопасности полетов в ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" свидетельствует о том, что в данном авиапредприятии ежегодно происходят авиационные события, связанные с деятельностью летного состава.
Например, 05.02.2009 в аэропорту Омск произошел авиационный инцидент с самолетом АТР-42 VP-BPK. Карты контрольных проверок выполнялись экипажем самолета формально, как следствие: перед началом руления воздушный винт двигателя № 2 не был снят с тормоза. Взлет выполнялся с невращающимся воздушным винтом двигателя № 2, что привело к отказу двигателя и необходимости его выключения после взлета.
24.04.2009 в Московской воздушной зоне произошел серьезный авиационный инцидент (опасное сближение) с самолетом Ту-154М RA-85069. После взлета экипаж забыл убрать шасси. Неуборка шасси привела к тому, что экипаж самолета не смог обеспечить набор заданного эшелона и приступил к снижению без доклада об этом диспетчеру. Несанкционированное снижение привело к опасному сближению с самолетом Боинг-767, следовавшим в попутном направлении.
02.05.2009 в аэропорту Тюмень произошел авиационный инцидент с самолетом Ту-134А RA-65793. При посадке экипаж самолета допустил касание ВПП правым полукрылом. Авиационный инцидент явился следствием попытки экипажа выполнить посадку при непосадочном положении самолета относительно ВПП, вместо ухода на второй круг.
18.03.2010 при выполнении полета по маршруту Сургут - Тюмень произошел серьезный авиационный инцидент с самолетом АТР-42 VP-BCA. Полет выполнялся с неисправным с января 2010 года индикатором количества топлива в правом баке. В результате нарушений, допущенных инженерно-техническим персоналом и экипажем воздушного судна при подготовке самолета к полету, в правый топливный бак не было заправлено топливо в количестве, достаточном для выполнения полета. В полете произошло самовыключение правого двигателя из-за полной выработки топлива из правого топливного бака. При этом экипаж воздушного судна не контролировал скорость полета, что привело к выходу самолета на закритические углы атаки и сваливанию.
После авиационного происшествия с самолетом Боинг-737-524 VQ-BAC, происшедшего 16.01.2010 в аэропорту Внуково, в авиапредприятии не были реализованы эффективные профилактические мероприятия. В результате этого 29.09.2010 в аэропорту Внуково вновь произошло выкатывание за пределы ВПП самолета Боинг-737 VQ-BIF.
Учитывая изложенное, в соответствии с подпунктом 5.4.6 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 396, приказываю:
1. Руководителю Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта П.Я. Медведеву организовать в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральными авиационными правилами "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации", утвержденными Приказом Минтранса России от 04.02.2003 № 11, проведение внеплановой инспекционной проверки ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" и представить проект акта по результатам инспекционной проверки на утверждение в Росавиацию.
2. Рекомендовать руководителям авиационных предприятий:
2.1. Изучить с летным составом обстоятельства и причину авиационного происшествия с самолетом Боинг-737-524 VQ-BAC ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".
2.2. Провести с летным составом занятия по действиям для предотвращения выкатываний при посадке.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Управления инспекции по безопасности полетов Росавиации С.С. Мастерова.
Руководитель
А.В.НЕРАДЬКО
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|