| |
www.lawsforall.ru / Закон
<Письмо> Минздравсоцразвития РФ от 20.01.2010 № 23-3/10/2-268
"О реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, в 2010 году"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 20 января 2010 г. № 23-3/10/2-268
О РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ
НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В 2010 ГОДУ
В связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, по вопросу внесения изменений в региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации (далее - региональные программы), Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в дополнение к ранее направленным разъяснениям по реализации региональных программ подготовлена информация по вопросам реализации региональных программ в 2010 году.
Министр
Т.А.ГОЛИКОВА
ИНФОРМАЦИЯ
ПО ВОПРОСАМ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ,
ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ
НА СНИЖЕНИЕ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В 2010 ГОДУ
1. Пунктом 5 Правил предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. № 1011 (далее - Правила), определены основные требования, которые предъявляются к региональным программам.
Одним из требований является наличие заключения региональной антикризисной комиссии (штаба) о целесообразности включения предприятий в региональную программу. В качестве заключения может быть представлена заверенная в установленном порядке копия протокола (выписки из протокола) заседания региональной антикризисной комиссии, рассматривающей вопросы повышения устойчивости развития экономики, о целесообразности включения предприятий в региональную программу.
2. В соответствии с пунктом 13 Правил в 2010 году:
а) в рамках дополнительного мероприятия по опережающему профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, предоставление отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведение мероприятий по высвобождению работников), за счет средств субсидии предусматривается оплачивать стоимость опережающего профессионального обучения работников в случае угрозы увольнения, исходя из средней стоимости курса профессионального обучения, сложившейся в субъекте Российской Федерации в 2009 году, скорректированной на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации на 2010 год, и средней продолжительности курса обучения до 6 месяцев.
В целях обеспечения возможности участия в мероприятии по опережающему профессиональному обучению работников в случае угрозы увольнения, проживающих в населенных пунктах, находящихся в значительном удалении от образовательных учреждений (вне места постоянного проживания), за счет средств субсидии возможна оплата стоимости проезда к месту учебы в другой местности и обратно, суточных расходов за время следования к месту обучения и обратно, а также стоимости проживания в период обучения.
В целях обеспечения возможности участия в мероприятии по опережающему профессиональному обучению находящихся под угрозой увольнения работников предприятий, расположенных в монопрофильных городах, градообразующих (системообразующих) предприятий, находящихся под угрозой увольнения, возможна оплата стоимости ежедневного проезда к месту учебы в другой местности и обратно, без начисления суточных и стоимости проживания (маятниковая миграция).
Компенсация работодателю расходов на выплату стипендии и иных расходов, связанных с реализаций данного мероприятия, может осуществляться за счет средств субъекта Российской Федерации либо работодателя.
В случае организации опережающего профессионального обучения непосредственно работодателем, следует принимать во внимание положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг);
б) в рамках дополнительного мероприятия по опережающему профессиональному обучению штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом организаций воздушного транспорта (гражданской авиации), осуществляющих перевозки (далее - авиакомпании), на современные воздушные суда за счет средств субсидии будет оплачиваться стоимость курса подготовки пилотов по специальным программам дополнительного профессионального образования. Стоимость обучения устанавливается Росавиацией исходя из продолжительности курса обучения не более 8 месяцев.
Средства субсидии на подготовку пилотов выделяются тем субъектам Российской Федерации, в которых находится авиакомпания, заявившая о потребности в пилотах и гарантирующая трудоустройство подготовленных по специальным программам пилотов, заключившая контракты с кандидатами из числа увольняемых штурманов и бортинженеров на их подготовку и трудоустройство.
При включении в региональную программу данного мероприятия дополнительно представляется копия договора с авиакомпанией на подготовку пилотов из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпании на современные воздушные суда, согласованного с Федеральным агентством воздушного транспорта, предусматривающего обязательства авиакомпании по трудоустройству кандидатов, направляемых на подготовку, и финансированию опережающего профессионального обучения за счет средств авиакомпании в размере не менее 5 процентов стоимости курса указанного обучения.
Поименный список кандидатов из числа штурманов и бортинженеров, увольняемых в связи с реорганизацией и (или) переходом авиакомпании на современные воздушные суда, направляемых на опережающее профессиональное обучение, согласовывается с Росавиацией и является неотъемлемым приложением к трехстороннему договору между авиакомпанией, субъектом Российской Федерации и образовательным учреждением, где будет осуществляться подготовка пилотов;
в) в рамках дополнительного мероприятия по организации общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу, особое внимание необходимо уделить организации временной занятости для работников организаций, находящихся под угрозой увольнения и отбору организаций, участвующих в мероприятии по организации общественных и временных работ. В приоритетном порядке предлагается включать в перечни организации, которые до экономического кризиса были рентабельными, а в период кризиса испытали значительное падение производства (выручки) и в вследствие этого проводят оптимизацию численности с учетом реальных объемов производства.
Поддержка длительное время избыточной численности предприятия не является целью реализации мероприятий региональной программы.
В целях обеспечения гибкости при реализации дополнительных мероприятий региональной программы представляется целесообразным в разделах региональной программы, посвященных установлению механизма ее реализации, предусмотреть правовую возможность делегировать полномочия по внесению изменений в перечни организаций - участников дополнительных мероприятий региональным межведомственным рабочим группам (комиссиям, штабам), уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
г) в рамках дополнительного мероприятия по организации стажировок выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы дополнительно к возмещению затрат на заработную плату (исходя из минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, в месяц) работодателю могут возмещаться затраты на доплаты работникам старшего возраста за наставничество выпускников. Наставнику может устанавливаться доплата в размере до половины минимального размера оплаты труда в месяц за каждого стажирующегося под его руководством выпускника. При этом средняя продолжительность стажировки выпускников увеличена до 6 месяцев.
В этом случае в трудовой договор работника, который будет выступать в роли наставника, необходимо внести (с его согласия) дополнения в части возложения на него дополнительных обязанностей и установления доплаты (надбавки) за наставничество.
Выпускник образовательного учреждения, прошедший в 2009 году стажировку в целях приобретения им опыта работ менее 6 месяцев, при необходимости может быть повторно направлен для участия в указанном мероприятии в 2010 году.
В то же время, указанная мера не может носить постоянный характер, в противном случае встает вопрос об эффективности и качестве проведения стажировки выпускника в целях приобретения опыта работы;
д) в рамках дополнительного мероприятия по содействию трудоустройству инвалидов работодателю возмещаются затраты на оборудование специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - рабочих мест, требующих дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, в размере не более 30 тыс. рублей на 1 постоянное рабочее место.
Увеличение размера возмещения указанных затрат работодателя может быть осуществлено по решению субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных в размере 5% общего объема средств финансирования региональной программы.
Возмещению подлежат затраты на приобретение, монтаж и установку специального оборудования, необходимого для дооснащения существующего или вновь созданного рабочего места, на которое трудоустроен незанятый инвалид по направлению органа службы занятости.
Проектирование и оснащение специальных рабочих мест для инвалидов осуществляются с учетом профессии, характера выполняемых работ, степени инвалидности, характера функциональных нарушений и ограничения способности к трудовой деятельности, уровня специализации рабочего места, механизации и автоматизации производственного процесса.
Порядок предоставления средств на приобретение, монтаж и установку оборудования для оснащения специального рабочего места для трудоустройства инвалида определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Технические приспособления, специальная мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы могут быть приобретены за счет средств субсидии, если такая возможность будет предусмотрена порядком финансирования, разработанным в субъекте Российской Федерации.
В договоре с работодателем, получившим средства на оснащение рабочего места для трудоустройства инвалида, рекомендуется предусмотреть обязанность работодателя в случае увольнения инвалида, трудоустроенного на оснащенное рабочее место, известить об этом орган службы занятости и принять другого инвалида на освободившееся рабочее место.
Органам службы занятости рекомендуется в рамках данного мероприятия направлять к работодателям в целях трудоустройства на оснащенное специальное рабочее место инвалидов, имеющих инвалидность не вследствие общего заболевания.
Также в данное мероприятие не рекомендуется включать организации, учрежденные общественными объединениями инвалидов.
Предоставление субсидии работодателю на создание специального рабочего места в счет квоты, а также организация работодателем специализированного рабочего места для инвалида у него дома, если надомный труд используется в этой организации как форма хозяйствования, а оформление надомного труда осуществляется в соответствии со статьями 310 - 312 главы 49 "Особенности регулирования труда надомников" Трудового кодекса Российской Федерации, не противоречит Правилам предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Создание временных специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов за счет средств субсидии в рамках региональной программы не предусматривается.
Инвалид, открывший собственное дело и получивший выплату в размере 58800 рублей, в случае создания специального рабочего места для инвалида и трудоустройства на него инвалида может получить выплаты в рамках дополнительных мероприятий по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан и содействию трудоустройству инвалидов;
е) в рамках дополнительного мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан предусмотрены дополнительные выплаты безработным гражданам, открывшим собственное дело и обеспечившим помимо собственной занятости создание дополнительного рабочего места для трудоустройства безработного гражданина, состоящего на учете в органах службы занятости.
Размер выплаты безработному гражданину, открывшему собственное дело, составляет сумму двенадцатикратной максимальной величины пособия по безработице, т.е. 58800 рублей. За трудоустроенного по направлению органа службы занятости безработного гражданина на созданное дополнительное рабочее место осуществляется выплата в размере 58800 рублей.
Количество рабочих мест, которые планируется создать безработным гражданином, открывшим собственное дело, в том числе для трудоустройства безработных граждан, указывается в бизнес-плане.
Указанные средства могут быть использованы на выплату заработной платы, приобретение оборудования, основных средств, приобретение лицензий, оформление сертификатов, оплату аренды помещений, иные расходы, связанные с реализацией данного мероприятия. Выплата носит единовременный характер и связана с фактом принятия на работу безработного гражданина на основе трудового договора, заключенного на неопределенный срок.
При этом в договоре с гражданином из числа безработных, открывшим собственное дело в рамках региональных программ и получившим средства субсидии, рекомендуется предусматривать обязанность индивидуального предпринимателя (юридического лица), крестьянско-фермерского хозяйства в случае увольнения работника, трудоустроенного на созданное рабочее место, известить об этом орган службы занятости и принять другого безработного гражданина на освободившееся рабочее место.
В целях стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, дополнительная выплата за трудоустроенных безработных граждан на дополнительно созданные рабочие места может осуществляться гражданам, открывшим собственное дело в рамках региональных программ в 2009 году.
3. При реализации региональных программ следует обратить внимание на следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Указанная статья содержит общие положения, позволяющие предоставлять субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных субъектов.
Пункт 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации закрепляет норму, согласно которой случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Положение о том, что одним из основных условий предоставления субсидии юридическому лицу является "наличие подтверждения понесенных им расходов" в Бюджетном кодексе Российской Федерации, отсутствует.
Таким образом, предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат, может осуществляться как до их возникновения (авансирование), так и по факту возникновения (компенсация).
На основании изложенного полагаем целесообразным предусмотреть в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, регулирующих вопросы предоставления субсидий, норму, предусматривающую выделение субсидии в порядке авансирования расходов до возникновения соответствующих затрат, а также норму, устанавливающую порядок предоставления отчетности о расходовании указанных средств.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|