Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


<Письмо> АРБ от 10.02.2010 № А-01/5-105
"Об истребовании у банков органами Прокуратуры РФ информации, составляющей банковскую тайну"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ

ПИСЬМО
от 10 февраля 2010 г. № А-01/5-105

ОБ ИСТРЕБОВАНИИ У БАНКОВ ОРГАНАМИ ПРОКУРАТУРЫ РФ
ИНФОРМАЦИИ, СОСТАВЛЯЮЩЕЙ БАНКОВСКУЮ ТАЙНУ

Обращение Ассоциации российских банков обусловлено возникающими у кредитных организаций проблемами, связанными с предоставлением органам Прокуратуры РФ информации, составляющей банковскую тайну.
В соответствии со статьей 857 ГК РФ банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Таким образом, из статьи 857 ГК РФ следует, что в федеральных законах должны быть прямо установлены случаи и порядок предоставления банками сведений, составляющих банковскую тайну.
Статья 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон № 395-1), регулирующая порядок предоставления банками справок по операциям и счетам их клиентов, содержит исчерпывающий перечень лиц, которые вправе получать от банков информацию, составляющую банковскую тайну. При этом органы Прокуратуры РФ и их должностные лица не указаны в данном перечне.
Специальные федеральные законы, регламентирующие деятельность конкретных органов, могут содержать нормы, предусматривающие право этих органов получать информацию, составляющую банковскую тайну.
Вместе с тем, Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон № 2202-1) не содержит норм, предоставляющих органам Прокуратуры РФ и их должностным лицам получать от банков информацию, относящуюся к банковской тайне.
В пункте 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2003 № 8-П (далее - Постановление КС) указано, что "из конституционных гарантий неприкосновенности частной жизни, личной тайны и недопустимости распространения информации о частной жизни лица без его согласия вытекают как право каждого на сохранение в тайне сведений о его банковских счетах и банковских вкладах и иных сведений, виды и объем которых устанавливаются законом, так и соответствующая обязанность банков, иных кредитных организаций хранить банковскую тайну, а также обязанность государства обеспечивать это право в законодательстве и правоприменении".
Также в пункте 3 Постановления КС говорится, что "по смыслу Конституции РФ институт банковской тайны по своей природе и назначению имеет публично-частный характер и направлен на обеспечение условий для эффективного функционирования банковской системы и гражданского оборота, основанного на свободе его участников; одновременно данный институт гарантирует основные права граждан и защищаемые Конституцией РФ интересы физических и юридических лиц. Этим должны предопределяться устанавливаемые федеральным законодателем объем и содержание правомочий органов государственной власти и их должностных лиц, являющихся носителями публичных функций, в их отношениях с банками, иными кредитными организациями и их клиентами, а также объем и содержание прав и обязанностей клиентов в их отношениях как с банками, иными кредитными организациями, являющимися носителями финансовой информации, так и с органами государственной власти и их должностными лицами, могущими лишь в целях реализации указанных функций пользоваться банковской тайной, затрагивая тем самым частную жизнь и личную тайну граждан".
В пункте 4 Постановления КС указано, что "согласно ГК РФ, конкретизирующему и развивающему приведенные положения Конституции РФ в соответствии с основными началами гражданского законодательства, банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте; сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям; государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом; в случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков (статья 857 ГК РФ).
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность банка обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на банк обязанности хранить банковскую тайну определяются законом".
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 4 Постановления КС, "федеральный законодатель вправе возложить на банк, иную кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, необходимых для реализации указанных в Конституции РФ целей, включая публичные интересы и интересы других лиц".
Принимая во внимание требования норм статьи 857 ГК РФ, статьи 26 Закона № 395-1 и Закон № 2202-1, а также вышеизложенную позицию Конституционного Суда РФ, органы Прокуратуры РФ не вправе требовать от кредитных организаций предоставления информации, составляющей банковскую тайну.
Вместе с тем, при проведении прокурорских проверок исполнения банками (их филиалами) Закона № 395-1 некоторые органы Прокуратуры РФ запрашивают документы, содержащие сведения, составляющую банковскую тайну.
Так, в частности, запросы органов Прокуратуры Амурской области (не приводятся) содержат требование о предоставлении и подтверждении документально информации о своевременности исполнения платежных поручений клиентов на перечисление обязательных платежей, заработной платы и др.; о соблюдении установленной статьей 855 ГК РФ очередности списания денежных средств со счетов клиентов; об исполнении соответствующих решений уполномоченных органов о наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах клиентов, о приостановлении операций по счетам клиентов; о своевременности и полноте исполнения запросов налоговых, таможенных и иных уполномоченных органов; о соблюдении требований законодательства по оформлению договоров залога недвижимого имущества и др.
Факт исполнения указанных требований может быть подтвержден путем представления должностному лицу органа прокуратуры соответствующих документов, в частности: расчетных документов, выписок по счетам клиентов, договоров. Все эти документы содержат информацию об операциях клиентов и сведения о клиентах, отнесенные действующим законодательством к банковской тайне.
Предоставление банками органам Прокуратуры РФ подобной информации может повлечь судебные споры с клиентами.
Кредитные организации выражают готовность в оказании содействия должностным лицам органов Прокуратуры РФ и иных уполномоченных органов в осуществлении ими своих функций при условии соблюдения норм действующего законодательства.
Принимая во внимание изложенное, а также во избежание возникновения у банков проблем в случае обжалования в судебном порядке действий банков по предоставлению должностным лицам органов Прокуратуры РФ информации, относящейся к банковской тайне, Ассоциация российских банков просит проанализировать прилагаемые запросы и принять необходимые меры по корректировке соответствующих запросов органов Прокуратуры РФ.

Президент
Г.А.ТОСУНЯН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru