Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Закон


Письмо ФССП РФ от 27.02.2010 № 12/01-3180-АП
"О недостатках в ведении исполнительных производств по алиментным обязательствам и работе по рассмотрению жалоб взыскателей"

Официальная публикация в СМИ:
"Бюллетень Федеральной службы судебных приставов", № 6, 2010






ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

ПИСЬМО
от 27 февраля 2010 г. № 12/01-3180-АП

О НЕДОСТАТКАХ В ВЕДЕНИИ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ ПО АЛИМЕНТНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ
И РАБОТЕ ПО РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ВЗЫСКАТЕЛЕЙ

В соответствии с п. 1.3 решения коллегии Федеральной службы судебных приставов от 2 декабря 2009 г. "Об эффективности и качестве работы по исполнению исполнительных документов по алиментным обязательствам", объявленного Приказом ФССП России от 17 декабря 2009 г. № 521, Управлением организации исполнительного производства проведен анализ поступивших в 2009 г. в центральный аппарат ФССП России обращений граждан по вопросам исполнения требований исполнительных документов по алиментным обязательствам.
В 2009 г. в центральном аппарате ФССП России рассмотрено 1433 обращения данной категории, что составляет 19,8% общего количества поступивших обращений граждан.
В числе территориальных органов ФССП России, на действия должностных лиц которых при исполнении исполнительных документов о взыскании алиментов поступило наибольшее количество жалоб, управления ФССП России по Москве (27% от общего количества обращений данной категории), по Московской области (13,6%), по Краснодарскому краю (5,5%).
По результатам анализа обращений граждан о взыскании алиментов выявлены проблемные вопросы организации исполнения исполнительных производств по алиментным обязательствам, а также установлены наиболее распространенные нарушения, допускаемые при исполнении исполнительных документов данной категории.
1. Несмотря на указание ФССП России от 15 октября 2008 г. № 12/01-13603-АП, продолжают иметь место факты окончания судебными приставами-исполнителями исполнительных производств о взыскании алиментных платежей на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) при наличии у должников задолженности по алиментным обязательствам, превышающей 10 тыс. руб.
Так, в ходе проверок по обращениям взыскателей Земляченко А.А. и Барковой О.Н., поступившим из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, установлено, что судебными приставами-исполнителями отдела судебных приставов по ЮАО Управления ФССП России по Москве преждевременно приняты решения об окончании исполнительных производств на основании п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона.
Постановления об окончании исполнительных производств отменены начальником отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по ЮАО Управления ФССП России по Москве в связи с тем, что меры по взысканию алиментной задолженности в размере 269082,24 руб. (в пользу Земляченко А.А.) и 174277,34 руб. (в пользу Барковой О.Н.) судебными приставами-исполнителями не приняты.
В результате проверки по поступившему из Минюста России обращению Нечипорук А.Й. установлено, что исполнительное производство о взыскании алиментов с Нечипорука А.Ю. в пользу заявителя необоснованно окончено по п. 8 ч. 1 ст. 47 Закона при наличии задолженности по алиментам в размере 49819,81 руб. При подготовке заключения по итогам рассмотрения данного обращения Управлением ФССП России по Ульяновской области не принято мер по восстановлению нарушенных прав и интересов заявителя. Постановление об окончании исполнительного производства отменено только после повторного поручения ФССП России.
Аналогичные нарушения выявлены в управлениях ФССП России по Московской и Новосибирской областям в ходе рассмотрения поступивших из Администрации Президента Российской Федерации и палат Федерального Собрания Российской Федерации обращений Гордиенко Ю.Л. и Друговой Л.Л.
2. Во многих обращениях граждан о взыскании алиментов сообщается об отсутствии рабочих мест в регионе и о необходимости трудоустройства должников. Неиспользование территориальными органами ФССП России механизмов взаимодействия с органами службы занятости населения субъектов Российской Федерации снижает эффективность исполнения решений суда.
По результатам рассмотрения обращений граждан повторные поручения о принятии мер по трудоустройству граждан-должников направлены в управления ФССП России по Оренбургской, Сахалинской, Челябинской, Курской, Нижегородской областям, Краснодарскому краю, Санкт-Петербургу и др.
3. Отдельные территориальные органы ФССП России крайне редко применяют меру принудительного исполнения, предусмотренную ст. 67 Закона.
При наличии предусмотренных Законом оснований не был ограничен выезд должников из Российской Федерации при разрешении жалоб Перхуровой Г.Х., Федоровой Н.Д., Басс Э.Б. (УФССП России по Москве), Балаенковой Г.Н. (УФССП России по Оренбургской области), Николаенко С.В. (УФССП России по Московской области), Волосных И.Ф. (УФССП России по Новосибирской области), Чумаковой Н.А. (УФССП России по Липецкой области), Бормотновой А.Т. (УФССП России по Ростовской области).
Во всех вышеуказанных случаях для применения мер по ограничению выезда должников потребовалось направление повторного поручения руководителю территориального органа ФССП России.
4. Соглашениями ФССП России с Рострудом и ФНС России предусмотрено информирование территориальных органов указанных ведомств о фактах нарушений, выявленных в результате проверок бухгалтерий организаций, производящих удержание алиментов. При выявлении судебным приставом-исполнителем факта выплаты должнику заработной платы ниже МРОТ он информирует Роструд, территориальные органы Роструда, их структурные подразделения о данном факте для принятия мер административного воздействия.
Так, в Федеральную службу судебных приставов из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации направлено обращение Селявской О.М. о ненадлежащем исполнении судебного решения о взыскании с Приходько А.Л. алиментов в размере 1/3 части всех видов заработка.
В ходе проведения исполнительных действий установлено место работы должника в ООО "Металлист", при этом его заработная плата составляет 2175 руб. Поскольку заработная плата Приходько А.Л. ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации, судебным приставом-исполнителем руководителю Государственной инспекции труда в Омской области 31 декабря 2009 г. направлено письмо о необходимости проведения проверки и принятия соответствующих мер.
Вместе с тем во многих случаях указанные полномочия своевременно не реализуются.
В соответствии с запросом старшего помощника Генерального прокурора Российской Федерации Коптевой Л.И. от 7 сентября 2009 г. № 72/1-1065-09 ФССП России проведена проверка по обращению Баймухамедовой Т.Л. по вопросу неисполнения решения суда о взыскании с Баймухамедова В.М. алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка.
В ходе проверки установлено, что должник не трудоустроен, на учете в Центре занятости не состоит. Несмотря на наличие задолженности по алиментам в размере свыше 174 тыс. руб., меры, направленные на трудоустройство должника, должностными лицами отдела судебных приставов по Зеленоградскому административному округу УФССП России по Москве, а также аппаратом Управления ФССП России по Москве не приняты.
Обеспечить вручение должнику направления в Центр занятости для трудоустройства поручено руководителю Управления ФССП России по Москве - главному судебному приставу Москвы.
5. Поскольку действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов по решению суда, вопросам выявления и расследования уголовных дел данной категории должно уделяться повышенное внимание.
Считаю необходимым обратить внимание руководителей территориальных органов ФССП России на факты отмены надзирающими прокурорами постановлений дознавателей об отказе в возбуждении уголовных дел.
В отдельных случаях в ходе проверок по обращениям, поступившим в центральный аппарат ФССП России, выявляются факты непринятия мер по заявлению взыскателей о привлечении должников к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.
Например, такой факт установлен при проверке по поступившему от председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Мизулиной Е.Б. обращению Мустафиной Н.И. о неисполнении решения суда о взыскании алиментов с Кузьмина А.В. в пользу Кузьминой Г.Ш.
Руководителю Управления ФССП России по Московской области - главному судебному приставу Московской области поручено рассмотреть вопрос о проведении служебной проверки в отношении должностных лиц отдела судебных приставов по Наро-Фоминскому муниципальному району Управления ФССП России по Московской области по факту непринятия мер по заявлению взыскателя о привлечении Кузьмина А.В. к уголовной ответственности по ст. 157 УК РФ.
6. В отдельных случаях применение комплекса дополнительных мер по исполнению решения суда, касающихся обращения взыскания на имущественные права должников, установления периодичности их перемещения, существенно влияет на эффективность исполнения.
Однако в ходе проверки по направленному из Минюста России обращению Закутько Л.С. установлено, что при наличии задолженности по алиментам в размере свыше 438 тыс. руб. (по состоянию на ноябрь 2009 г.) должностными лицами УФССП России по Краснодарскому краю данные меры в отношении должника не приняты.
Более того, исполнительные действия по исполнительному производству с 2007 г. по 3 августа 2009 г. не осуществлялись. Меры по обращению взыскания на заработок должника Дорошенко А.И. не приняты, по постановлению судебного пристава-исполнителя должник находится в розыске, в связи с чем исполнительное производство приостановлено.
При таких обстоятельствах руководителю Управления ФССП России по Краснодарскому краю - главному судебному приставу Краснодарского края поручено отменить постановление о приостановлении исполнительного производства, принять меры по получению сведений у страховых компаний, операторов сотовой связи для возможного обращения взыскания на имущественные права должника, а также у ОАО "Российские железные дороги" и компаний, осуществляющих авиаперевозки, с целью установления возможного местонахождения должника, периодичности перемещения должника и затраченных денежных средств на приобретение проездных билетов, рассмотреть вопрос об ограничении выезда должника из Российской Федерации.
По результатам рассмотрения в ФССП России жалоб взыскателей на неэффективную работу по исполнению решений судов о взыскании алиментных платежей поручения о принятии вышеуказанных мер даны также руководителям управлений ФССП России по Москве, Тамбовской, Сахалинской, Оренбургской, Ульяновской областям и др.
7. Ненадлежащая проверка и рассмотрение первичных обращений в структурных подразделениях и аппарате управлений территориальных органов является основной причиной поступления обоснованных жалоб в центральный аппарат ФССП России.
Так, в нарушение Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на обращения заявителя Лащ Е.П. о неисполнении решения суда о взыскании алиментов с Лаща Д.А. от 29 апреля 2009 г., 20 мая 2009 г. и 6 июля 2009 г. должностными лицами УФССП России по Москве ответы не даны.
Следствием игнорирования территориальным органом ФССП России законных требований Лащ Е.П. явилось обращение заявителя в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
В этой связи обращение Лащ Е.П. рассмотрено в Федеральной службе судебных приставов в соответствии с запросом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 72/1-1163-09. По результатам проверки доводы заявителя полностью подтвердились. При этом привлечь к дисциплинарной ответственности виновное должностное лицо, допустившее нарушение Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", не представилось возможным в связи с его увольнением с государственной гражданской службы.
В ходе проверки по поступившему из аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации обращению Киселевой М.А. установлено, что исполнительные производства о взыскании алиментов с Киселева А.В. в пользу Киселевой М.А. должностными лицами отдела судебных приставов по Карасунскому округу г. Краснодара Управления ФССП России по Краснодарскому краю утрачены. Кроме того, обращение заявителя от 18 апреля 2009 г. должностными лицами отдела не рассмотрено, вследствие чего заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов направлены только 11 июня 2009 г.
Недостатком в работе по рассмотрению обращений граждан является направление в ФССП России отдельными территориальными органами ФССП России заключений, представляющих собой перечни выполненных исполнительных действиях, в которых отсутствуют мероприятия по активизации исполнения судебного решения и меры по восстановлению нарушенных прав заявителя. При таких обстоятельствах ФССП России направляется повторное поручение о принятии конкретных мер принудительного исполнения.
Учитывая, что от своевременной выплаты алиментов зависит уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ребенка, положение, при котором меры по восстановлению нарушенных прав взыскателей принимаются только после вмешательства центрального аппарата ФССП России, является недопустимым.
В Федеральной службе судебных приставов проведена проверка по запросу депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Малашенко В.А. от 20 октября 2009 г. № МВА-1744-р в интересах Двоежиловой Л.Н. о длительном неисполнении решения суда о взыскании алиментов в размере 1/4 части всех видов заработка с Лагуто В.П. в пользу Заболотской Т.Н.
По результатам проверки установлено, что изложенные депутатом Государственной Думы факты волокиты и неисполнения на протяжении трех лет Климовским районном отделом судебных приставов Управления ФССП России по Брянской области решения суда подтвердились.
Такое положение стало возможно вследствие бездействия судебного пристава-исполнителя и ненадлежащего контроля как начальника отдела - старшего судебного пристава Климовского районного отдела судебных приставов, так и аппарата Управления ФССП России по Брянской области при исполнении поручения ФССП России по данному обращению.
Управлением ФССП России по Брянской области по поручению ФССП России от 6 ноября 2009 г. № 12/01-17-77547 меры по восстановлению законных прав и интересов Заболотской Т.Н. не приняты. Не установлено местонахождение должника, объявленного в розыск по Постановлению судебного пристава-исполнителя от 17 октября 2007 г. Несмотря на то что исполнительное производство не приостановлено, имущественное положение должника не проверялось на протяжении двух лет.
Заключение Управления ФССП России по Брянской области не соответствует требованиям Приказа ФССП России от 1 июля 2008 г. № 313 "О представлении территориальными органами Федеральной службы судебных приставов информации по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц" и свидетельствует о бездействии аппарата управления данного территориального органа.
Таким образом, обращение депутата Государственной Думы оставлено без какой-либо реакции как со стороны старшего судебного пристава, так и со стороны аппарата Управления ФССП России по Брянской области.
В связи с неисполнением поручения в отношении заместителя руководителя Управления ФССП России по Брянской области - заместителя главного судебного пристава Брянской области Савоськина Л.В. проведена служебная проверка.
Принимая во внимание изложенное, руководителям территориальных органов ФССП России - главным судебным приставам субъектов Российской Федерации необходимо:
в территориальных органах ФССП России, отмеченных в настоящем обзоре в связи с недостатками в организации исполнительных производств по алиментным обязательствам как на уровне структурных подразделений, так и на уровне аппарата управлений территориальных органов, несвоевременным применением предусмотренных Законом полномочий, в кратчайшие сроки активизировать работу по реализации соответствующих полномочий и принять меры к исключению впредь указанных нарушений;
при поступлении жалоб на ненадлежащее исполнение исполнительных документов о взыскании алиментов обеспечить постановку исполнительных производств, являющихся предметом обращений, на контроль территориального органа ФССП России;
обратить особое внимание на организацию работы по контролю качества исполнения поручений центрального аппарата ФССП России по рассмотрению обращений граждан данной категории. Обеспечить незамедлительное принятие всех мер принудительного исполнения по исполнительным производствам о взыскании алиментов и представление достоверной и исчерпывающей информации о результатах принятых мер в заключениях, направляемых в ФССП России.
Считаю необходимым предупредить руководителей территориальных органов ФССП России о персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение поручений ФССП России по разрешению обращений граждан, влекущее за собой грубые нарушения прав несовершеннолетних детей.

Директор
А.О.ПАРФЕНЧИКОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru