Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минспорттуризма РФ от 29.03.2010 № 225
"Об утверждении правил вида спорта "го"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2010 г. № 225

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВИДА СПОРТА "ГО"

На основании подпункта 5.2.11.9 Положения о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 408 (Собрание законодательства Российской Федерации 2008, № 22, ст. 2585; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 50, ст. 5970; 2009, № 6, ст. 738; № 20, ст. 2473; № 43, ст. 5064; № 46, ст. 5497), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила вида спорта "го".
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Ю.Д. Нагорных.

Министр
В.Л.МУТКО





Утверждены
Приказом
Минспорттуризма России
от 29 марта 2010 г. № 225

ПРАВИЛА
ВИДА СПОРТА "ГО"

Статья 1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны Общероссийской общественной организацией "Российская Федерация Го (Бадук)" (далее - РФГ(Б)) с учетом мировых правил го и являются неотъемлемой частью "Кодекса Го", утвержденного Президиумом РФГ(Б).
1.2. Настоящие общие правила игры го являются основными и рекомендуются к использованию на всех мероприятиях, проводимых РФГ(Б), ее региональными отделениями и местными клубами.
1.3. Особенности трактовки и применения отдельных статей правил в ходе различных официальных соревнований, их детализация и разъяснение даются в "Кодексе Го" в разделе "Правила соревнований" и приложениях.

ПРАВИЛА ИГРЫ

Статья 2. Общее описание игры

2.1. Го ("вэйци" - кит., "бадук" или "падук" - кор.) является логической игрой, в которой участвуют две стороны, "соперники" или "партнеры", называемые также далее "белые" и "черные". В тех случаях, когда не требуется конкретизация, употребляются термины "игрок" или "игроки".
2.2. Игровое поле (доска) представляет собой множество точек пересечений, образованных прямоугольной сеткой линий (19 x 19), включая граничные. Таким образом, на стандартной доске имеется 361 пункт. Могут использоваться доски меньших размеров - 13 x 13 и 9 x 9. В игровой комплект входят также фишки двух цветов, белые и черные, которые принято называть камнями.
2.3. Фиксированное расположение камней на пунктах доски с указанной очередью хода (ход черных или белых) называется позицией. Позиция в игре го может быть начальной, игровой, конечной и заключительной.
2.4. Позиция перед игрой называется начальной. При игре на равных или с минимальной "форой 1" начальная позиция есть просто пустая доска при ходе черных. При игре с "форой 2" и т.д. начальной является позиция с ходом белых и с указанным числом (номер форы) выставленных на доску черных камней. Форовые камни выставляются в порядке, предусмотренном регламентом партии (см. "Кодекс Го", раздел "Правила проведения соревнований"). Возможны и другие начальные позиции.
2.5. Начальная позиция всегда является игровой. Ходом называется смена игровой позиции на другую позицию с соблюдением ст. 4. Новая позиция в этом случае также считается игровой.
2.6. Игровая позиция называется конечной, если обе стороны признают ее таковой и достигли согласия по процедуре перехода к заключительной позиции с соблюдением правил ст. 3. В заключительной позиции игровые действия прекращаются.
2.7. Игра заключается в попеременном совершении сторонами ходов, начиная с начальной позиции и до тех пор, пока игровая позиция не окажется конечной. Цель игры - набрать больше очков, чем соперник. Очки начисляются в заключительной позиции после взаимно согласованного перехода в нее из конечной позиции и в соответствии с правилами, изложенными в ст. 4.

Статья 3. Правила совершения ходов

3.1. Ход начинается с выставления камня на один из свободных пунктов доски или с отказа от этого произнесением слова "пас".
3.2. Камни одного цвета, стоящие на соседних вдоль линий сетки пунктах, считаются соединенными. Отдельный камень соединен сам с собой и все соединенные между собой камни образуют цепь (далее в этом разделе цепь будет называться также группой, более общее определение группы дается в "Кодексе Го", приложения). Под дыхательным пунктом (далее в этом разделе - дамэ) группы понимается любой свободный пункт, соседний хотя бы для одного камня из группы. Если выставленный камень отнимает последнее дамэ у группы соперника, то она считается плененной (уничтоженной) и немедленно снимается с доски. Если без дамэ оказывается своя группа (при этом не снимаются какие-либо чужие камни), то такой ход запрещен.
3.3. Запрещается выставлять камень на такой пункт, где только что был снят один камень игрока (ситуация "ко"). Данное "правило ко" исключает бесконечное повторение позиций через взаимное попеременное взятие одного камня. Если к повторению позиции приводит взятие одного или большего числа камней более чем через два хода, то такая ситуация называется "суперко" и трактуется по специально предусмотренному регламенту ("Кодекс Го", раздел Правила соревнований) или по соглашению сторон. Если оба игрока делают ходы, после которых взятие уже не приводит к повторению позиции, то локальные попеременные взятия камней ("ко-борьба") могут продолжаться.
3.4. Ход завершается передачей очереди хода сопернику, когда полностью закончены действия, предусмотренные пп. 3.1 и 3.2.

Статья 4. Подсчет очков и результат партии

4.1. Игроки признают позицию конечной, если можно корректно вычислить разницу очков, набранных сторонами, и при оптимальном продолжении партии ее нельзя изменить. Фиксация этого происходит в тот момент, когда одна из сторон при своем ходе делает пас (см. пп. 3.1 и 3.4), а другая сторона подтверждает ответным пасом конечность позиции.
4.2. Переход от конечной позиции к заключительной осуществляется следующим образом:
- стороны решают, какие камни на доске считать "мертвыми" и поэтому подлежащими снятию;
- при отсутствии разногласий все мертвые камни снимаются и добавляются к пленникам того же цвета и полученная позиция объявляется заключительной;
- в случае разногласий все дальнейшие действия по переходу к заключительной позиции регулируются базовыми правилами (см. "Кодекс Го", приложения), которые указаны в регламенте партии.
4.3. В заключительной позиции происходит подсчет очков, набранных игроками в процессе игры. При этом для обеих сторон:
- определяются территории, т.е. такие пустые участки доски, в том числе освободившиеся из-под мертвых камней, где у каждого свободного пункта соседними являются только пустые пункты или камни данной стороны;
- начисляется по одному очку за каждый пункт территорий;
- при японской традиции подсчета добавляется по одному очку за каждый камень соперника, полученный в ходе игры в качестве пленника или снятый как мертвый по п. 3.2;
- при китайской традиции подсчета добавляется по одному очку за каждый оставшийся на доске камень игрока.
4.4. При определении окончательного счета очков учитываются:
- очки, начисленные каждой из сторон в заключительной позиции по п. 4.3;
- очки "коми", отнимаемые от счета очков черных в качестве компенсации за право первого хода или как элемент корректировки форы (в этом случае коми может быть и отрицательным, т.е. отниматься у белых);
- дополнительные поправки, зависящие от базового варианта правил;
- очки штрафов за нарушения, начисленные в соответствии с регламентом партии и отнимаемые от счета очков оштрафованной стороны.
4.5. Результат партии определяется по разнице набранных сторонами очков с учетом всех перечисленных источников: итоговые величины сравниваются и побеждает сторона, у которой оказалось больше очков.
Победа присуждается также игроку, если его соперник:
- сдался;
- проиграл по времени;
- оказался единственной стороной в партии, получившей поражение по регламенту.
4.6. Результат партии фиксируется сразу после ее окончания.
4.7. Результат партии учитывается в протоколах судейской коллегии по форме, предусмотренной системой проведения или указанной в Регламенте (Приложение 1 к настоящим Правилам).

Статья 5. Учет времени

5.1. Термин "Часы" далее означает показание времени на одном из двух циферблатов (индикаторов) турнирных часов. Термин "Падение флажка" означает истечение времени ("просрочка"), отведенного на обдумывание ходов.
5.2. При просрочке игроком основного контроля Регламентом может предусматриваться дополнительное контрольное время на обдумывание каждого следующего хода или серии ходов ("бе-еми"). В противном случае (регламент времени "абсолют") просрочка влечет поражение по времени. Обычно используются два вида бе-еми: японское или канадское ("Кодекс Го", раздел Правила соревнований).
5.3. Если в партии была зафиксирована просрочка времени только у одного из игроков, повлекшая поражение по времени, то партия прерывается, его сопернику засчитывается победа.
5.4. После двух пасов, следующих непосредственно друг за другом и сделанных в отведенное для игры время, игровая стадия партии заканчивается и часы останавливаются.

Статья 6. Характер и система проведения соревнований.
Общие положения

6.1. Термин "турнир" относится к любому мероприятию по го: отдельному турниру, матчу, матч-турниру, сеансу, а также к мероприятию, являющемуся частью серии турниров или частью большего мероприятия. Под игроком понимается как индивидуальный партнер в партии, так и один из соперников в сеансе, рэнго или консультационной партии, а также игрок в составе одной из сторон, если это не может привести к неоднозначной трактовке.
6.2. Все турниры, проводимые под эгидой РФГ(Б), учитываются при проведении рейтинговых расчетов для формирования текущих рейтинг-листов в соответствии с принятой рейтинг-системой.

Статья 7. Виды соревнований

7.1. Турниры классифицируются по основным характеристикам:
- условия зачета;
- состав участвующих сторон;
- форма встреч;
- система проведения.
7.2. По условиям зачета турниры бывают личные, командные и лично-командные.
7.3. По составу сторон в отдельных встречах турниры бывают индивидуальные, парные, рэнго и консультационные.
7.4. По форме встречи могут состоять из одной или более партий. Двусторонние индивидуальные встречи, а также парные, рэнго и консультационные, организуются в виде отдельной партии, в виде матча из нескольких партий или серии матчей. В двусторонних командных турнирах (матчах) и в парах встречающихся команд в матч-турнирах встречи организуются:
- в форме матча по доскам, т.е. фиксированного числа отдельных партий между разными членами команд;
- по схевенингенской системе ("Кодекс Го", приложения), когда каждый игрок одной команды играет с каждым игроком из другой команды, а число туров определяется количественным составом команд;
- по более сложной схеме в виде комбинации партий и матчей с разным составом сторон в отдельных партиях.
7.5. Схема проведения турнира вместе с порядком следования туров, формой встреч и правилами образования пар, а также правилами распределения итоговых мест, называется системой проведения. В системе проведения может учитываться состав сторон в отдельных встречах или партиях турнира. При двух участвующих сторонах система проведения есть просто матч (серия матчей), в частности из одной партии. При большем числе участвующих сторон в основном применяются ("Кодекс Го", раздел Правила соревнований и приложения):
- круговая система, когда каждая сторона встречается с каждой в последовательности туров, определяемой специальными таблицами;
- олимпийская система (плей-офф, система с выбыванием, нокаут-система), в которой в каждый следующий тур ("раунд") попадают только победители предыдущего раунда, а проигравшие либо выбывают из турнира, либо попадают в дополнительную утешительную сетку схемы в соответствии с Регламентом;
- система уровней (в том числе швейцарская и Мак-Магона), когда в очередных турах встречаются участники, находящиеся в одном уровне по набранным зачетным очкам или по специальным условиям, оговариваемым в описании конкретной модификации системы или в Регламенте, обычно с заранее фиксированным числом туров;
- многоэтапная система, когда на каждом из этапов применяется одна из описанных выше систем проведения или используется и более сложная комбинация;
- сеанс, когда одна из сторон ("сеансер") одновременно играет несколько партий с разными соперниками.
7.6. Турниры, в зависимости от способа организации встреч участников, могут быть очными или заочными. В очных турнирах все участники прибывают в оговоренные сроки в указанное в Положении место и встречаются со своими соперниками, лично присутствуя за доской. Заочные турниры не требуют присутствия соперников в одном месте и проводятся по специальным правилам ("Кодекс Го", приложения). Допускается заочное проведение начальных отборочных этапов многоэтапных турниров, если это не противоречит установленным правилам, положениям и регламентам, принятым организациями, под эгидой которых проводится финальная часть соревнования.
7.7. В турнирах всех видов при любой системе проведения может применяться принцип гандикапа на отдельных этапах или в части партий, если это предусмотрено Регламентом.
7.8. Все турниры разбиваются также на категории по регламенту времени ("Кодекс Го", раздел Правила соревнований и приложения):
- с контролем не менее 50 мин. эффективного времени на партию каждому игроку ("обычное го");
- с контролем от 20 до 50 мин. эффективного времени ("быстрое го");
- с контролем не более 20 мин. эффективного времени ("блиц").

Статья 8. Общие требования к игровым помещениям
и оборудованию

8.1. Помещение для игры (игровой зал) должно быть достаточным по площади для свободного размещения всех встречающихся в одном туре пар.
8.2. Игровой зал комплектуется столами, стульями, турнирными (игровыми) комплектами и турнирными часами с учетом количества игроков.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

8.4. Турнирные комплекты (доски и камни) могут быть изготовлены из различных материалов (дерево, пластик, стекло), должны быть надлежащего качества и удовлетворять принятым стандартам. Количество камней в комплектах должно соответствовать игровому полю, камни должны размещаться в чашах (коробках).
8.5. Турнирные часы - это часы с двумя механизмами, соединенными друг с другом так, что только один из них может работать в данный момент. Турнирные часы должны быть в исправном состоянии и позволять вести правильный раздельный учет времени, затрачиваемого соперниками. Они должны быть оборудованы двумя циферблатами (механические часы) или двумя индикаторами (электронные часы), переключателем хода часов и устройством для фиксации просрочек времени ("флажок").





Приложение 1

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА С РЕЗУЛЬТАТАМИ СОРЕВНОВАНИЯ

Наименование спортивного мероприятия в соответствии с ЕКП
Место проведения
Дата проведения

№ Участник Разряд Клуб 1 тур 2 тур 3 тур 4 тур 5 тур Очки К1 К2
1 Игрок 1 x № 8+ 4+ 3+ 2+ 6+ 5 14 14
2 Игрок 2 x № 5+ 6+ 7+ 1- 9+ 4 13 8
3 Игрок 3 x № 10+ 9+ 1- 6+ 4+ 4 11 6
4 Игрок 4 x № 9+ 1- 5+ 8+ 3- 3 14 5
5 Игрок 5 x № 2- 8+ 4- 7+ 10+ 3 10 3
6 Игрок 6 x № 7+ 2- 9+ 3- 1- 2 16 3
7 Игрок 7 x № 6- 10+ 2- 5- 8+ 2 10 1
8 Игрок 8 x № 1- 5- 10+ 4- 7- 1 13 0
9 Игрок 9 x № 4- 3- 6- 10+ 2- 1 13 0
10 Игрок 10 x № 3- 7- 8- 9- 5- 0 11 0

Главный судья подпись
Главный секретарь подпись
печать


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru