Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






www.lawsforall.ru / Приказ


Приказ Минспорттуризма РФ от 29.03.2010 № 229
"Об утверждении правил вида спорта "самолетный спорт"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО СПОРТА, ТУРИЗМА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 29 марта 2010 г. № 229

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВИДА СПОРТА "САМОЛЕТНЫЙ СПОРТ"

На основании подпункта 5.2.11.9 Положения о Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 408 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 22, ст. 2585; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 50, ст. 5970; 2009, № 6, ст. 738; № 20, ст. 2473; № 43, ст. 5064; № 46, ст. 5497), приказываю:
1. Утвердить прилагаемые правила вида спорта "самолетный спорт".
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Ю.Д. Нагорных.

Министр
В.Л.МУТКО





Утверждены
Приказом
Минспорттуризма России
от 29 марта 2010 г. № 229

ПРАВИЛА
ВИДА СПОРТА "САМОЛЕТНЫЙ СПОРТ"

1. Группы дисциплин.
Самолетный спорт культивирует следующие группы спортивных дисциплин на поршневых самолетах:
- поршневые самолеты, высший пилотаж - класс неограниченный;
- поршневые самолеты, высший пилотаж - класс с ограничениями;
- поршневые самолеты, высший пилотаж - класс Як-52.
2. Общие правила.

   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

3.2. Классификация, обозначение и коэффициенты сложности фигур пилотажа указаны в Системе Арести, принятой к использованию Международной комиссией по высшему пилотажу (СИВА) Международной авиационной федерации (ФАИ).
3.3. Фигуры пилотажа в комплексах выполняются последовательно с соблюдением установленной очередности и направления фигур.
Начало комплексов "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" могут быть в прямом и перевернутом полете.
После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
3.4. Обязательные комплексы утверждаются ФСС России ежегодно.
3.5. Список фигур для составления неизвестных комплексов утверждается ФСС России ежегодно.
3.6. Формы A, B, C произвольных комплексов должны быть представлены участником организатору соревнований для проверки не менее чем за 48 часов до начала упражнения.
В форме "A" показаны все символы, каталоговые номера и коэффициенты.
В форме "B" показан весь комплекс, который выполняется, если ветер дует справа.
В форме "C" показан весь комплекс, который выполняется, если ветер дует слева.
В формах "B" и "C" должен быть указан символ направления ветра.
В обязанность официальных лиц соревнований входит проверка бланков "A" каждого участника на соответствие Положению о соревнованиях. В качестве основного критерия берется каталоговый номер.
Окончательная ответственность за правильность составления форм лежит на спортсмене-летчике.
3.7. При составлении комплекса и заполнении форм необходимо придерживаться следующих правил:
а) Характер и графический рисунок базовых фигур не должен меняться при соединении с ними других фигур;
б) Направление вращений не указывается, но:
- верхушки вращений, выполняемых слитно в одном направлении (связанные вращения), должны быть связаны небольшой линией.
- если вращения выполняются в противоположных направлениях, верхушки символов должны изображаться в различных направлениях.
- несвязанные вращения, выполняемые в одном направлении, должны быть различных типов.
в) Приняты три типа вращений:
- элеронные вращения (управляемые и фиксированные);
- штопорные вращения (положительные и отрицательные);
- штопора (прямые и обратные).
3.8. Фигуры для составления всех неизвестных комплексов в каждой группе представляются участниками на брифинге, проводимом как можно ранее после завершения тренировочных полетов в этой группе. Право и очередность представления фигур для составления неизвестных комплексов определяется жеребьевкой среди всех участников соревнований в данной группе.
Повторение каталоговых номеров, представленных участниками соревнований фигур в одном комплексе, и повторение фигуры целиком в последующей программе не разрешается. Каталоговые номера фигур для связок могут повторяться.
В случае, если в группе менее 10 спортсменов, жюри соревнований добавляет недостающие до 10 фигуры для составления неизвестного комплекса. Фигуры должны соответствовать средней представленной спортсменами сложности и представлять семьи, не представленные спортсменами. Повторение каталоговых номеров не допускается.
При составлении неизвестного комплекса характер и графический рисунок представленных фигур не должен меняться.
Тренировка фигур или элементов фигур неизвестных комплексов после их опубликования не разрешается. Частичное выполнение неизвестного комплекса в случае правомочного прерывания полета по метеоусловиям или из-за технической неполадки (3.3.5, 3.4.2) не считается тренировкой.
3.9. Обязательный неизвестный комплекс.
В течение 2 часов после объявления выбранных фигур каждый участник может представить в жюри вариант неизвестного комплекса.
Окончательный вариант комплекса принимается:
- в группе "ПСВП класс неограниченный" - на брифинге общим голосованием спортсменов. Каждый спортсмен имеет право голосовать не более чем за два варианта комплекса. В отсутствие спортсмена за него имеет право проголосовать любой представитель команды.
- в группе "ПСВП класс с ограничениями" - решением жюри.
- в группе "ПСВП класс Як-52" - решением жюри.
Начало соревновательных полетов по данному упражнению должно быть не менее чем через 12 часов после утверждения комплекса жюри.
3.10. Произвольный неизвестный комплекс
Из представленных участниками фигур жюри составляет вариант неизвестного комплекса, добавляя не более 4-х фигур для связки. Суммарный коэффициент фигур для связки принимается равным 24 и распределяется по фигурам поровну, независимо от их реальной сложности. (Пример: используются 3 фигуры для связки - коэффициент каждой из этих фигур будет принят равным 8.) Вариант жюри должен быть опубликован не позднее чем через 48 часов после представления фигур.
Каждый спортсмен имеет право составить свой вариант комплекса по тем же принципам и предъявляет организаторам формы A, B, C на проверку.
Все проверки и исправления форм A, B, C должны быть закончены за 12 часов до планируемого срока начала розыгрыша этой программы. К этому сроку спортсмен должен сообщить организатору, какой вариант комплекса (общий или индивидуальный) он будет выполнять. Спортсмен, не уведомивший организатора, летает версию комплекса жюри.
3.11. Организатор должен обеспечить, чтобы при выполнении полетов по неизвестным программам пилоты имели достаточное для подготовки время. Все пилоты должны иметь не менее 6 часов между выполнением полетов по двум неизвестным комплексам.
3.12. Начало и окончание программ, а также прерывания в пилотаже должны быть обозначены тремя явно видимыми покачиваниями крыльями (отмашками).
Отмашки выполняются одна за другой, с креном не менее 45° в прямом или перевернутом полете (в соответствии с фигурой, следующей или предшествующей отмашке) в горизонте, наборе высоты или на снижении.
3.13. Участники соревнований (кроме "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий) перед выполнением отмашек на начало упражнения могут выполнить в квадрате фигуры для проверки состояния кабины и привязной системы, включающие две полубочки

о-------- - - -+ о- - - - ------+
/ /
\/ \/

и одну из следующих фигур:

   -----------------------------T-----------------------------------¬

¦ "ПСВП класс Як-52" и ¦"ПСВП класс неограниченный" и "ПСВП¦
¦"ПСВП класс с ограничениями"¦ класс с ограничениями" ¦
¦ уровня сложности Второй ¦ ¦
+----------------------------+-----------------------------------+
¦Изображение (не приводится) ¦Изображение (не приводится) ¦
L----------------------------+------------------------------------


Выполнение указанных фигур не обязательно. Если фигуры выполняются, они должны выполняться одна за другой (с одного захода) в квадрате и могут следовать в любом порядке. Повторение указанных фигур, выполнение других фигур и пилотаж в зоне ожидания не разрешается.
3.14. Спортсмены, выступающие в группе "ПСВП класс неограниченный" на самолетах Як-55, Як-55М, Як-50, Як-54, СП-55, СП-92, имеют право на одно нештрафуемое прерывание в выполнении комплексов упражнений классического стиля.
Прерывание должно быть обозначено отмашками. Место прерывания - на усмотрение спортсмена (по необходимости).
После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
При выполнении комплексов с прерыванием по метеоусловиям спортсмены, выступающие в группе "ПСВП класс неограниченный" на самолетах Як-55, Як-55М, Як-50, Як-54, СП-55, СП-92, имеют право на два не штрафуемых прерывания.
3.15. Полеты по программе соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй и Третий выполняются только на самолетах с двойным управлением.
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

3. Программы соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий:
3.1. Программа № 1 - обязательный известный комплекс № 1.
3.2. Программа № 2 - обязательный известный комплекс № 2.
4. Программы соревнований "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй:
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

4.2. Программа № 1 - обязательный известный комплекс.
4.3. Программа № 2 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 12 фигур, взятых из перечня фигур (приложение № 2 - не приводится), с суммарным коэффициентом не более 180.
Каталоговые номера фигур/частей фигур в комплексе не должны повторяться. Исключение составляют фигуры семей 1 и 9. Тем не менее, комплекс не должен содержать двух совершенно одинаковых сочетаний фигур семей 1 + 9.
Для удобства составления комплекса допускается уменьшать коэффициент самой дорогой фигуры в комплексе не более чем на 2.
5. Программы соревнований "ПСВП класс Як-52":
5.1. Программа К - обязательный известный комплекс.
Программа является квалификационной. Спортсмены, набравшие менее 60% от максимально возможного количества очков, до последующих упражнений допускаются только по решению жюри и судейской коллегии исходя из безопасности полетов.
5.2. Программа № 1 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 12 фигур, с суммарным коэффициентом не более 225.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Для обеспечения разнообразия в комплекс должны входить:

- по крайней мере 1 фигура из семьи 1
- по крайней мере 1 фигура из семьи 2.3 - 2.20
- по крайней мере 1 фигура из семьи 5
- по крайней мере 1 фигура из семьи 7
- по крайней мере 1 фигура из семьи 8
- по крайней мере 1 фигура из каждой семьи 9.1 - 9.8
- по крайней мере 2 фигуры из семьи 9.9
- только одна фигура из семьи 9.11 - 9.12.

Кроме того, хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения из семей 9.1 - 9.10.
5.3. Программы № 2, 3 - обязательные неизвестные комплексы № 1 и 2.
К выполнению программ 2 и 3 допускаются пилоты, получившие не менее 60% от максимально возможного количества очков, по крайней мере, в одной из предыдущих программ.
Комплексы составляются из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки.
Фигуры неизвестных комплексов 1 и 2 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов (приложение № 3 - не приводится).
На выбор фигур для составления неизвестного комплекса накладываются следующие ограничения:
а) Максимум одна фигура разрешена из семьи 1.14 - 1.15, колонки 3 и 4.
Максимум одна фигура разрешена из семьи 7.23 - 7.30.
Разрешается минимум 2, максимум 4 штопорных вращения.
Разрешен максимум один штопор.
б) После штопора не разрешены ни штопорные, ни управляемые вращения.
в) Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
г) Штопорные вращения не разрешены:
- на входных горизонтальных линиях фигур колонок 1 и 2 и выходных горизонтальных линиях фигур колонок 3 и 4 рядов 7.1 - 7.3.
- на горизонтальных линиях фигур 7.26, 7.30.
- на горизонтальных выходных линиях фигур колонок 1 и 2 рядов 8.32 - 8.33.
- на горизонтальных входных линиях фигур рядов 8.42, колонки 1 и 2.
д) Несвязанные и противоположные вращения разрешаются только на горизонтальных стабилизированных линиях (не разрешены на фигурах 7.5.1, 7.7.1, верхушке фигуры 8.33.1, являющейся частью петли).
е) Вращение 9.9.3.6 не разрешено на фигурах 7.1.1, 7.2.1, 8.31 - 8.34, 8.37 - 8.40.
ж) Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть не менее 14.
з) Повторение каталогового номера не допускается.
6. Программы соревнований "ПСВП класс с ограничениями":
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

6.2. Программа К - обязательный известный комплекс.
Программа является квалификационной. Спортсмены, набравшие менее 60% от максимально возможного количества очков, до последующих упражнений допускаются только по решению жюри и судейской коллегии исходя из безопасности полетов.
6.3. Программа № 1 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 12 фигур, с суммарным коэффициентом не более 300.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Для обеспечения разнообразия в комплекс должны входить:

- по крайней мере 1 фигура из семьи 1
- по крайней мере 1 фигура из семьи 2 (исключая 2.1 - 2.2)
- минимум 1, максимум 3 фигуры из семьи 5
- по крайней мере 1 фигура из семьи 7
- по крайней мере 1 фигура из семьи 8
- максимум 4 фигуры из подсемьи 8.1 - 8.4
- по крайней мере 1 фигура из каждой семьи 9.1 - 9.8
- по крайней мере 2 фигуры из семьи 9.9 - 9.10
- только одна фигура из семьи 9.11 - 9.12.

Кроме того, хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения из семей 9.1 - 9.10.
6.4. Программы № 2, 3 - обязательные неизвестные комплексы № 1 и 2.
К выполнению программ 2 и 3 допускаются пилоты, получившие не менее 60% от максимально возможного количества очков, по крайней мере, в одной из предыдущих программ.
Комплексы составляются из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки. Комплекс не может начинаться с фигуры для связки.
Фигуры для упражнений № 2, 3 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов (приложение № 3).
На выбор фигур для составления неизвестного комплекса накладываются следующие ограничения:
а) Максимум одна фигура разрешена из семьи 1.14 - 1.15, колонки 3 и 4.
Максимум одна фигура разрешена из семьи 7.23 - 7.30.
Разрешается минимум 2, максимум 4 штопорных вращения (семья 9.9).
Разрешен максимум один штопор.
б) После штопора не разрешены ни штопорные, ни управляемые вращения.
в) Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
г) Штопорные вращения не разрешены:
- на входных горизонтальных линиях фигур колонок 1 и 2 и выходных горизонтальных линиях фигур колонок 3 и 4 рядов 7.1 - 7.4.
- на фигурах 8.13.1, 8.14.1.
- на горизонтальных выходных линиях фигур рядов 8.31 - 8.34, 8.37 - 8.40, колонки 1 и 2.
- на горизонтальных входных линиях фигур рядов 8.41 - 8.44, 8.47, 8.48, 8.51, 8.52, колонки 1 и 2.
- на вертикальных нисходящих линиях фигур 8.43, 8.44, 8.51 и 8.52, колонки 1 и 2, когда есть вращение на верхушке петли.
- на вертикальных нисходящих линиях фигур 8.44.1 и 8.52.2.
- на нижней линии фигуры 7.9.1.
- на восходящих линиях фигур рядов 5.2 - 5.3.
д) Несвязанные и противоположные вращения разрешаются только на горизонтальных стабилизированных линиях (не разрешены на фигурах семей 7.5, 7.6, верхушках фигур 8.33, 8.34, 8.39, 8.40, 8.43, 8.44, 8.51, 8.52 (колонки 1, 2), являющихся частями петель).
Противоположные и несвязанные вращения не разрешены на фигурах 7.7.1 - 7.7.2.
е) Разрешено не более 1/2 бочки на восходящей вертикали фигур 8.33.1, 8.34.1, 8.34.2, 8.39.1, 8.40.1, 8.40.2.
ж) Максимум 9.4.2.2 разрешено на линиях 45 градусов фигур рядов 5.2 - 5.3.
з) Максимум 9.1.1.1 разрешено на восходящих вертикальных линиях фигур рядов 5.2 - 5.3.
и) Разрешено не более 1/2 бочки на вертикали вниз фигур 8.44.1, 8.52.2.
к) После вращений 9.1.5.3, 9.1.5.4, 9.2.5.4, 9.4.5.2 вывод с вертикали разрешен только с положительной перегрузкой.
л) На фигуре 7.5.1 максимально разрешенное количество вращения - 360 градусов.
м) На нисходящей линии фигуры 8.37.4 максимально разрешенное вращение - 9.1.4.4.
н) В верхней части 3/4 петли в колонках 1 и 2 семей 8.41 - 8.52 максимально разрешенное количество вращения - 360 градусов.
о) Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть не менее 22.
п) Повторение каталогового номера не допускается.
7. Программы соревнований "ПСВП класс неограниченный":
   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
   ------------------------------------------------------------------

7.2. Программа К - обязательный известный комплекс.
Программа является квалификационной. Спортсмены, набравшие менее 70% от максимально возможного количества очков, до последующих упражнений допускаются только по решению жюри и судейской коллегии исходя из безопасности полетов.
Спортсмены, успешно выполнившие полет по упражнению К на Чемпионате мира или Европы текущего года, освобождаются от выполнения полета по данной программе.
7.3. Программа № 1 - произвольный комплекс, составленный не более чем из 9 фигур, взятых из Каталога, с суммарным коэффициентом не более 420.
Все фигуры и комбинации фигур должны иметь каталоговый номер. Повторение каталогового номера не допускается.
Для обеспечения разнообразия в комплекс должны входить:

- по крайней мере 1 фигура из семьи 1
- по крайней мере 1 фигура из семьи 2.5 - 2.15; 2.17 - 2.20
- минимум 1, максимум 3 фигуры из семьи 5
- по крайней мере одна фигура из семьи 6
- по крайней мере 1 фигура из семьи 7
- по крайней мере 1 фигура из семьи 8
- максимум 4 фигуры из подсемьи 8.1 - 8.4
- по крайней мере 2 фигуры из семьи 9.9
- по крайней мере 2 фигуры из семьи 9.10
- только одна фигура из семьи 9.11 - 9.12.

Кроме того, хотя бы одна фигура должна содержать противоположные вращения из семей 9.1 - 9.10.
7.4. Программа № 2 - обязательный неизвестный комплекс.
Комплекс составляется из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки. Комплекс не может начинаться с фигуры для связки.
7.5. Программа № 3 - произвольный неизвестный комплекс.
Комплекс составляется из 10 фигур, представленных участниками, с добавлением не более 4 фигур для связки.
К выполнению программ 2 и 3 допускаются пилоты, получившие не менее 60% от максимально возможного количества очков, по крайней мере, в одной из предыдущих программ.
Жюри имеет право произвести сокращение 25% оставшегося числа участников для программы 3.
Фигуры для упражнений № 2 и № 3 выбираются из перечня фигур для составления неизвестных комплексов (приложение № 3).
На выбор фигур для составления неизвестных комплексов накладываются следующие ограничения:
а) Максимум две фигуры разрешены из семьи 1.6 - 1.11, колонки 3 и 4.
Максимум 2 фигуры разрешены из семьи 8.1 - 8.4, 8.15 - 8.18, 8.31 - 8.34, колонки 3 и 4.
Максимум 8 штопорных вращений, 5 из которых могут быть из одной семьи (9.9 или 9.10).
б) Не должно быть более одного штопорного вращения на фигуре.
в) Управляемое или штопорное вращение разрешено после штопора.
г) Штопорные вращения не разрешены:
- на входных горизонтальных линиях фигур колонок 1 и 2 и выходных горизонтальных линиях фигур колонок 3 и 4 рядов 7.1 - 7.4.
- на фигурах колонок 3 и 4 рядов 7.5 - 7.8 и на нижних линиях фигур ряда 7.9.
- на выходных горизонтальных линиях фигур кол. 1 и 2 рядов 8.31 - 8.34, 8.37 - 8.40.
- на входных горизонтальных линиях фигур кол. 1 и 2 рядов 8.41 - 8.44, 8.47 - 8.48, 8.51 - 8.52.
- на нисходящих вертикальных линиях фигур рядов 8.43, 8.44, 8.51, 8.52 после фиксированного вращения на петле.
- на фигурах рядов 7.5 - 7.8 в колонках 3 и 4 и на нижних линиях фигур ряда 7.9.
- на восходящих вертикальных линиях фигур семьи 6 (только для обязательного неизвестного комплекса).
- на восходящих линиях фигур рядов 5.2 - 5.3.
- на вершинах фигур 8.33, 8.34, 8.39, 8.40 (колонки 1 и 2) после вертикального вращения, превышающего 360 градусов или 3 остановки.
д) Несвязанные и противоположные вращения разрешаются на горизонтальных стабилизированных линиях (не разрешены на фигурах семей 7.5, 7.6, верхушках фигур 8.33, 8.34, 8.39, 8.40, 8.43, 8.44, 8.51, 8.52 (колонки 1, 2), являющихся частями петель).
е) Разрешены противоположные элеронные вращения на вертикальных линиях. На восходящих вертикальных линиях могут быть добавлены противоположные элеронные вращения, суммарно не превышающие 450 градусов, с числом остановок, не превышающим 4. На вертикальных нисходящих линиях могут быть добавлены противоположные элеронные вращения, суммарно не превышающие 360 градусов, с числом остановок, не превышающим 3.
ж) Комбинации восходящих вращательных элементов (45 градусов плюс вертикаль) в семьях 5.2 и 5.3 не должны превышать максимума, обозначенного в 2.6.5.е.
з) Не разрешается добавление бочек с 8 фиксациями (9.8.3.4) на нижних частях нисходящих петель (7.5.3 и 7.5.4).
и) Коэффициент сложности фигуры, представленной участниками, должен быть не менее 22 для обязательного и не менее 30 для произвольного неизвестного комплексов.
к) Повторение каталогового номера не допускается.
л) Базовые фигуры 1.1.1 - 1.1.4 могут быть использованы только в качестве фигур для связки.
Для составления произвольного неизвестного комплекса разрешаются:
м) вращения 9.9.2.6, 9.10.2.6 и комбинации элеронного (первое) и штопорного (второе) вращений, суммарно не превышающие 540 градусов, с числом остановок, не превышающим 3 на углах 45° вверх фигур 1.2.1, 1.3.1, 1.12.1, 1.13.1, 1.14.1, 1.15.1, 1.16.4, 1.17.3, 1.18.4, 1.19.3.
н) комбинации элеронного (первое) и штопорного (второе) вращений, суммарно не превышающие 450 градусов, с числом остановок, не превышающим 3 на восходящих вертикальных линиях фигур 1.6.1, 1.7.1, 1.12.3, 1.13.3, 1.14.4, 1.15.4, 1.16.1, 1.17.1, 1.18.1, 1.19.1, 5.1.1, 5.1.3, 8.1.1, 8.1.4, 8.2.1, 8.2.4, 8.3.1, 8.3.3, 8.4.1, 8.4.3.
о) Штопорные вращения на восходящих вертикальных линиях фигур семьи 6.
7.6. Программа № 4 - финальный комплекс (фристайл).
Продолжительность программы от 3'30" до 4'. При составлении комплекса ссылка на Систему Арести не делается, формы "A", "B", "C" для судей не заполняются.
Программа может выполняться с музыкальным сопровождением и использованием штатной системы дымогенерации.
В упражнении принимают участие лучшие 10 участников по сумме розыгрыша программ 1, 2, 3 в общем зачете (без различия пола).
8. Зачетные и тренировочные полеты.
8.1. Участники соревнований в группах "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" имеют право выполнить перед началом соревнований один 10-минутный тренировочный полет над квадратом.
Выполнение пилотажа в зоне ожидания запрещается.
За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.
8.2. Участники соревнований "ПСВП класс Як-52", не участвовавшие или дисквалифицированные в чемпионате России предыдущего года, а также набравшие менее 60% максимального количества очков в чемпионате России предыдущего года, и "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй и Третий выполняют перед началом соревнований один зачетный полет в квадрате с проверяющим на допуск к соревнованиям. Спортсмен не допускается к соревнованиям, если в процессе зачетного полета он допускает:
- нарушение летных ограничений самолета;
- нарушение высоты дисквалификации при пилотировании;
- непреднамеренный вывод самолета на срывные режимы;
- потерю пространственной ориентировки.
По решению организатора соревнований всем участникам может быть предоставлен тренировочный полет.
8.3. Участник выполняет все соревновательные полеты на том самолете, на котором он выполнял тренировочный (зачетный) полет, исключая случаи отказов авиатехники.
8.4. Если по технической причине пилот вынужден сменить самолет, ему/ей разрешается выполнение следующих фигур в дополнение к фигурам безопасности для ознакомления с самолетом:
- "ПСВП класс с ограничениями" - горизонтальная бочка, фиксированная через 90 градусов (9.4.3.4), горизонтальная положительная штопорная бочка (9.9.3.4), поворот на вертикали с восходящей полубочкой (5.1.1 + 9.1.1.2);
- "ПСВП класс неограниченный" - горизонтальная бочка, фиксированная через 90 градусов (9.4.3.4), горизонтальная положительная штопорная бочка (9.9.3.4), горизонтальная отрицательная штопорная бочка с перевернутого полета (9.10.3.4 с управляемыми полубочками до и после 9.1.3.2), поворот на вертикали с восходящей бочкой (5.1.1 + 9.1.1.4). Эти фигуры разрешены, но не обязательны.
Правило не применимо, когда самолеты не приписаны пилотам на все время проведения соревнований, а совместно используются пилотами на основе ротации.
9. Условия проведения соревнований.
9.1. Все соревнования проводятся на аэродромах, пригодных для безопасного выполнения полетов по программе соревнований, оборудованных радиосвязью, зоной пилотажа, судейскими позициями.
9.2. Для осмотра самолета в случае технической неисправности выделяется техническая зона, доступ в которую разрешен только технической комиссии и жюри.
9.3. При выполнении полетов по финальной программе "ПСВП класс неограниченный фристайл" может использоваться музыкальное сопровождение. Музыка транслируется на судейские позиции, в кабину самолета и для публики.
9.4. Зона пилотажа представляет собой квадрат 1000 х 1000 м, центральной точкой которого является пересечение осей. Каждая ось размечается полотнищами размером 2 х 9 м. Концы осей и четыре угла квадрата должны быть четко обозначены. Направление главной оси пилотажа обозначается двумя стрелами. Полотнища должны хорошо просматриваться с рабочих высот. Цвет полотнищ должен быть четко контрастным по отношению к другим отметкам на аэродроме (которые желательно убрать) и по отношению к земле. Схема разбивки квадрата указана в Приложении № 1.
9.5. Организатор соревнований обязан обеспечить видеосъемку всех полетов участников групп "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" с линии судейских позиций или линии, противоположной им, и просмотр видеозаписи по запросу судей и решению главного судьи.
9.6. Полеты могут начинаться через 30 минут после восхода солнца и должны заканчиваться не позднее 30 минут до захода солнца.
9.7. Очередность выполнения полетов.
Очередность выполнения полетов по каждой программе чемпионата определяется жеребьевкой, проводимой главным секретарем соревнований и членом жюри.
Начиная со второй разыгрываемой программы в каждой группе дисциплин спортсмены делятся на две равные части согласно аккумулируемому результату предыдущих программ, и жеребьевка проходит в каждой части раздельно. Сначала выступает часть спортсменов, имеющая худшие результаты.
Члены судейской коллегии, ассистенты или другие помощники на судейской линии не могут присутствовать на жеребьевке.
Если программа прерывается на ночь или образовался длительный перерыв в течение одного дня, оставшиеся участники вновь проводят жеребьевку до возобновления полетов.
После каждой жеребьевки первый выступающий летчик должен иметь один час между жеребьевкой и взлетом.
Очередность вылетов может устанавливаться по усмотрению начальника соревнований и жюри.
9.8. Метеоусловия
9.8.1. Метеоусловия должны соответствовать следующим минимумам:

   -------------------------------T-------------------------T------T---------¬

¦ Группа дисциплин ¦ "ПСВП класс ¦"ПСВП ¦"ПСВП ¦
¦ ¦ с ограничениями" ¦класс ¦класс ¦
+------------------------------+------T------T-----------+Як-52"¦неограни-¦
¦ Уровень сложности ¦Третий¦Второй¦ Первый ¦ ¦ченный" ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦Нижняя граница облачности, м ¦1550 ¦1550 ¦1150 ¦1250 ¦1050 ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦Нижняя граница облачности для ¦- ¦- ¦Программа ¦950 ¦800 ¦
¦полетов с прерыванием и "ПСВП ¦ ¦ ¦К-800 ¦ ¦ ¦
¦класс неограниченный - ¦ ¦ ¦Остальные ¦ ¦ ¦
¦фристайл", м ¦ ¦ ¦программы -¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦950 ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦Нижняя граница облачности для ¦1550 ¦1550 ¦950 ¦950 ¦800 ¦
¦тренировочных/зачетных полетов¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦Полетная видимость, км ¦7 ¦7 ¦5 ¦5 ¦5/4 <*> ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦Максимальная встречная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦составляющая скорости ветра, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦м/сек. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦у земли ¦10 ¦10 ¦12 ¦12 ¦12 ¦
¦на высоте 500 м ¦12 ¦12 ¦12 ¦12 ¦12 ¦
+------------------------------+------+------+-----------+------+---------+
¦Максимальная боковая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦составляющая скорости ветра, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦м/сек. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦у земли ¦4 ¦4 ¦6 ¦6 ¦6 ¦
¦на высоте 500 м ¦8 ¦8 ¦8 ¦8 ¦8 ¦
L------------------------------+------+------+-----------+------+----------


   --------------------------------

<*> Для тренировочных полетов.

Решение о направлении пилотажа будет приниматься с учетом преобладающего направления фактического ветра. В начале каждого дня и каждой программы полеты будут начинаться против наиболее преобладающего ветра.
Максимально допустимая попутная составляющая ветра на земле и на высоте 500 м - 3 м/сек.
Полеты в осадках запрещены
9.8.2. При неустойчивой погоде начальник соревнований должен каждые 30 минут предоставлять главному судье, жюри и спортсменам метеобюллетень, где должна быть информация о высоте нижнего края облачности, скорости и направлении ветра у земли и на высоте 500 м, времени изменения направления и скорости ветра, а также времени опубликования бюллетеня. Если метеоусловия не отвечают вышеуказанным требованиям, жюри принимает решение о прекращении полетов.
9.8.3. Если во время выполнения программ К, 1, 2, 3 (кроме "ПСВП класс с ограничениями" уровней сложности Второй и Третий) высота нижнего края облачности находится в пределах, обозначенных в таблице 3.2.4 для полетов с прерыванием, жюри разрешает выполнение комплекса двумя частями.
а) В этом случае спортсмену разрешается нештрафуемое прерывание комплекса для обеспечения высоты на выполнение второй части комплекса. Место прерывания - на усмотрение пилота, в судейских записках заранее не обозначается.
б) При выполнении комплексов с прерыванием по метеоусловиям спортсмены, выступающие в группе "ПСВП класс неограниченный" на самолетах Як-55, Як-55М, Як-50, Як-54, СП-55, СП-92, имеют право на два нештрафуемых прерывания.
в) После прерывания по оси Y пилот должен возобновить полет в том же направлении.
г) В случае разрешения прерывания летчик имеет право выполнять комплекс целиком.
д) Если нижний край облачности поднимается до пределов, установленных для полетов без прерывания, жюри оповещает спортсменов о продолжении полетов без разрешенного прерывания.
9.8.4. Летчик должен быть предупрежден о том, выполняется полет с прерыванием или без, не менее чем за 10 минут до выполнения полета.
9.8.5. Если при выполнении полетов классических программ на взгляд спортсмена горизонтальная видимость ухудшается до менее 5 км или нижний край облачности в квадрате становится ниже предписанной высоты (1050 м или 800 м), или осадки становятся очевидными, участник может прервать полет до или во время выполнения программы в горизонтальном полете в конце фигуры.
В этом случае члены жюри должны на самолете разведки проверить погодные условия в зоне пилотажа и принять решение о возможности повторного полета.
Если участник прерывает полет без достаточных оснований, то ему не разрешается выполнять повторный полет.
9.9. Технические неисправности
9.9.1. В случае технической неисправности до начала полетов участник может использовать резервный самолет, если устранение дефекта затягивается на длительное время.
В случае выполнения полета на резервном самолете спортсмену разрешается:
- участникам, выступающим в соревнованиях "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс неограниченный", - выполнить фигуры в соответствии с п. 2.7.4;
- участникам остальных соревнований - выполнить три фигуры для облета самолета по усмотрению жюри.
9.9.2. Если участник обнаружил неисправность в полете, ему необходимо произвести посадку и зарулить в специально отведенную зону. Летчик должен оставаться в кабине самолета до прибытия членов технической комиссии или жюри, если ситуация не угрожает его жизни и здоровью.
9.9.3. Техническая комиссия должна определить причину неисправности, а жюри принять решение о возможности повторного полета.
9.10. Повторные полеты
9.10.1. Повторные полеты проводятся в порядке, определяемом жюри.
9.10.2. Во время повторного полета участник должен выполнить весь комплекс. В случае технической неполадки оценка полета возобновляется с фигуры, в процессе выполнения которой была обнаружена техническая неполадка. В случае прерывания полета при неблагоприятных погодных условиях - со следующей после выполненной до прерывания фигуры.
9.10.3. Если при повторном выполнении комплекса спортсмен пропускает фигуру или выполняет не ту фигуру в ранее оцененной части комплекса с целью получить преимущество в выполнении оставшейся части комплекса, то оценка за эту фигуру исправляется на "жесткий ноль" (HZ).
9.11. Меры безопасности.
Ответственность за соблюдение мер безопасности при проведении соревнований и официальных тренировок несут советы ДОСААФ России, на базе которых проводятся данные соревнования.
9.11.1. По каждому самолету должно быть заключение технической комиссии о пригодности к выполнению программ соревнований в письменном акте.
9.11.2. В случае отказа материальной части в процессе выполнения упражнения участник обязан прекратить задание.
9.11.3. При попадании в метеоусловия, не гарантирующие безопасность полета, участник обязан прекратить задание.
9.11.4. Организатор должен довести до всех участников правила безопасности полетов на данном аэродроме.
9.11.5. За участником, выполняющим тренировочный полет, обязан наблюдать находящийся на тренерской радиостанции и готовый в любой момент дать необходимую команду тренер соответствующей команды (спортсмен, допущенный к работе на тренерской радиостанции) совместно с помощником главного судьи по безопасности.
9.11.6. Для обеспечения безопасности полетов главному судье соревнований на все соревнования придается помощник (судья) по безопасности, подающий, в случае необходимости, команды по радиостанции. Помощник должен иметь в своем распоряжении комплексы, выполняемые участниками.
9.11.7. Главный судья после консультации и с согласия жюри дисквалифицирует любого пилота, кто по их мнению демонстрирует недостаточно безопасную технику, чтобы позволить выполнение последующих программ. (Такое соглашение может быть достигнуто без обязательной ссылки на процент оценок, полученных за программу К).
9.11.8. Участник не должен превышать допустимые перегрузки.
9.11.9. Участник должен не допускать снижения ниже нижнего предела пилотирования.

   --------------------T--------------------T------T----------------¬

¦ Группа дисциплин ¦ "ПСВП класс ¦"ПСВП ¦ "ПСВП класс ¦
¦ ¦ с ограничениями" ¦класс ¦неограниченный" ¦
+-------------------+------T------T------+Як-52"¦ ¦
¦ Уровень сложности ¦Третий¦Второй¦Первый¦ ¦ ¦
+-------------------+------+------+------+------+----------------+
¦Нижний предел ¦600 м ¦400 м ¦200 м ¦200 м ¦100 м ¦
¦пилотирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦200 м - упр. № 4¦
L-------------------+------+------+------+------+-----------------


9.11.10. Спортсмены, выступающие в группах "ПСВП класс неограниченный" и "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52", допустившие снижение до высоты дисквалификации во время тренировочного полета, отстраняются от соревнований.
9.11.11. Спортсмены, выступающие в группе "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий, выполняют соревновательные полеты с летчиком безопасности на борту. Не допускается, чтобы летчиком безопасности оказался тренер или представитель команды выступающего спортсмена.
9.12. Судейство соревнований.
9.12.1. Судейство Чемпионата России закрытое, всех других соревнований - по усмотрению организатора.
9.12.2. Спортсмены имеют право участвовать в судействе выступления других групп:
- в качестве судьи, если они имеют соответствующую судейскую категорию;
- в качестве помощника судьи при отсутствии судейской категории;
- привлечение спортсменов к судейству осуществляется с учетом графика полетов, за полетами в зоне ожидания выделяется судья-наблюдатель.
9.12.3. Если количество присутствующих на соревнованиях судей больше девяти, их участие в судействе определяет главный судья.
9.12.4. Оценки главного судьи входят в зачет. В случае возникновения спорных вопросов главный судья имеет решающий голос.
10. Определение результатов и награждение победителей.
10.1. Соревнования в группе дисциплин (классе ПСВП) считаются разыгранными, если закончены не менее двух программ, не считая квалификационной.
10.2. Если из-за неблагоприятных метеоусловий, кроме квалификационной программы, была закончена только одна программа в группе "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52", соревнования считаются разыгранными.
Чемпионат России считается разыгранным, если закончены соревнования "ПСВП класс неограниченный".
10.3. Полеты в каждом классе ПСВП проводятся для любого количества участников (для розыгрыша командных соревнований). Определение и награждение победителя в спортивной дисциплине проводится при условии участия не менее четырех спортсменов.
10.4. В зачет многоборья входят результаты розыгрыша программ: 1, 2, 3 - "ПСВП класс неограниченный"; К, 1, 2, 3 - "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52"; 1, 2 - "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй и Третий.
10.5. Результаты "ПСВП класс неограниченный - двоеборье" определяются в общем среди мужчин и женщин зачете по сумме произвольной программы и фристайла. В случае, если фристайл на разыгрывается, в двоеборье включаются произвольная и произвольная неизвестная программы.
10.6. Чемпионат России "ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями" проводится в раздельных зачетах при условии участия не менее 3 спортсменов одного пола.
Чемпионат России (Всероссийские соревнования) в других группах дисциплин проводятся в общем зачете (без учета пола).
На соревнованиях всех остальных уровней женский зачет проводится по усмотрению организатора соревнований.
10.7. Командный результат определяется по сумме результатов трех лучших спортсменов команды в многоборье, вычисленных в процентах от максимально возможного количества очков, с учетом коэффициента класса ПСВП и уровня сложности, в котором выступает спортсмен в соответствии с правилами соревнований с учетом результатов выступления всех классов ПСВП.
Коэффициенты:
"ПСВП класс неограниченный" - 1;
"ПСВП класс с ограничениями" - 0,9;
"ПСВП класс Як-52" - 0,9;
"ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй - 0,8;
"ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Третий - 0,7.
За члена команды моложе 21 года, принесшего баллы в командный результат, команда получает дополнительно 4 очка.
Пример: Лучшие спортсмены после розыгрыша программ классического стиля набрали 85% и 89% в "ПСВП класс неограниченный", 91% в "ПСВП класс с ограничениями" уровня сложности Второй. В зачет команды вошли двое мужчин и женщина 20 лет.
Результат выступления команды в этом случае равен 85 + 89 + 91 х 0,8 + 4 = 250,8.
11. Оценка выступления.
Судейство Чемпионата России закрытое.
Судейство соревнований других уровней - на усмотрение организатора соревнований.
Для решения спорных вопросов применяется видеоконтроль ("ПСВП класс неограниченный", "ПСВП класс с ограничениями" и "ПСВП класс Як-52").
11.1. Судейство программ классического стиля.
11.1.1. Судьи по пилотажу независимо друг от друга оценивают качество выполнения каждой фигуры по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла с последующим переводом баллов в очки путем умножения на коэффициент сложности (К) фигуры.
Оценка судей за качество выступления участника равна сумме очков за каждую фигуру комплекса.
11.1.2. Нарушение нижнего и верхнего пределов высоты, выполнение отмашек, прерывание фиксируются решением большинства судей. Решение о дисквалификации спортсмена принимается жюри.
Оценка судьи за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф из протокола штрафов главного судьи, который составляется согласно протоколам судей по пилотажу, судьи-прибориста.
11.1.3. Протоколы судей регулярно собираются и контролируются помощниками судей и главным судьей.
11.1.4. Если судья оценивает выполнение фигуры мягким нулем (0.0), его оценка остается действительной для определения результатов.
11.1.5. Если судья ставит твердый ноль за выполнение фигуры (HZ), то:
- он обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка;
- в случае подтверждения факта главным судьей (с просмотром видеозаписи в случае необходимости) все другие оценки, данные судьями за эту фигуру, исправляются на 0 (CHZ);
- в случае неподтверждения факта оценка 0 (HZ), данная судьей неправильно, исправляется на среднее значение в соответствии с принятой программой обсчета результатов.
В спорных случаях, если главный судья не может определить правильность оценки HZ из-за неточностей в правилах, вопрос направляется на решение жюри. После принятия жюри решения, оценки исправляются соответственным образом. В этом случае судьи не получают штрафных очков, влияющих на их рейтинг.
11.1.6. Видеоконтроль применяется только для определения "жестких" нулей в следующих случаях:
- определение наличия или отсутствия вращения;
- определение направления несвязанных вращений (в одну или в разные стороны);
- определение типа колокола (отмашка вперед или назад);
- определение количества фиксаций;
- отсутствие или несоответствие фигуры
или:
- определение наличия или отсутствия прерывания;
- правильность выполнения отмашек;
- хронометража финальной программы.
11.2. Оценки за фигуры.
11.2.1. Судьи по пилотажу при оценке выполнения фигур должны руководствоваться критериями судейства, принятыми Международной комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА).
Судьями должны приниматься во внимание следующие принципы:
- геометрия фигуры (рисунок, радиусы, углы, плоскость полета, направление);
- точность выполнения, которая определяется оценочными критериями, изложенными в "Критериях судейства фигур высшего пилотажа";
- наличие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры;
- выполненная фигура должна соответствовать последовательности, обозначенной в формах A, B, C. За правильность изображения фигур несет ответственность спортсмен;
- при оценке составной фигуры принимаются во внимание критерии судейства всех ее элементов, но оценка выставляется за фигуру в целом;
- фигуры обратные оцениваются по тем же критериям, что и прямые;
- за любую фигуру, выполненную за судьями, дается нулевая оценка.
11.2.2. Отсутствие четкой горизонтальной площадки в начале и конце фигуры влечет за собой уменьшение оценки на 1 балл в каждом случае для каждой фигуры.
11.2.3. При завершении фигуры за каждое отклонение от правильного направления полета снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).
До начала следующей фигуры участник должен исправить все ошибки в направлении и т.д. Если этого не делается, то за каждую последующую фигуру, содержащую ошибку, снимается 1 балл за каждые 5° отклонения (0,5 балла за 2,5°).
11.2.4. За все другие отклонения от требуемой геометрии (плоскость полета, направление, угол крена) оценка снижается на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°).
11.2.5. Проворот вращения с последующим возвратом крыльев в требуемое положение влечет снижение оценки на 1 балл за каждые 5° (0,5 балла за 2,5°) проворота. То же самое относится к завершению петель или частей петель, если нос самолета прошел через требуемое положение и за тем возвращен на него.
11.2.6. Если фигура пилотажа имеет две или более линий, которые должны быть равной длины, то разница в длине линий должна штрафоваться:
- видимая разница - на один балл;
- длины выполненных линий различаются в отношении 1:2 - на 2 балла;
- далее - до 3 баллов.
За основу берется длина первой выполненной линии.
Отсутствие линии до или после вращения штрафуется на 1 балл дополнительно. Если линий нет до и после вращения - снимается только 2 балла.
Если единственным вращением на линии является штопор, линия после него может быть выполнена любой длины. Если первым из вращений на линии является штопор, линия после второго вращения может быть выполнена любой длины.
11.2.7. Вращения в комбинации с виражами или петлями должны иметь постоянную угловую скорость от начала до конца. Каждая остановка вращения влечет снижение оценки на 2 балла. Видимое изменение скорости вращения влечет снижение оценки на один балл.
11.2.8. Критерии оценки виражей и петель с вращениями подразумевают равномерное расположение вращений по фигуре. Если предписанное количество вращений закончено до (после) нужной точки на фигуре, оценка снижается на 1 балл за каждые 5° оставшегося сегмента виража или петли.
11.2.9. Несвязанные и противоположные вращения, включая таковые на виражах и штопор, должны быть выполнены как один непрерывных маневр; короткая остановка между вращениями должна быть минимальной, сравнимой с фиксацией при выполнении фиксированных вращений. Наличие линии между несвязанными или противоположными вращениями ведет к снижению оценки на 2 балла.
11.2.10. Оценка "0" выставляется за фигуру:
- "мягкий ноль" - по восприятию судьи (обозначается 0,0 в судейской записке):
- суммарное снижение оценки достигает 10 баллов;
- отсутствует срыв на штопорном вращении или штопоре;
- скольжение при выполнении колокола меньше половины длины фюзеляжа;
- и т.п.;
- "жесткий ноль" - за фактическое отклонение, которое может быть подтверждено просмотром видеозаписи (обозначается HZ в судейской записке):
- любое отклонение от установленного направления превышает 90°;
- оставшийся сегмент виража или петли превышает 90° (п. 7.2.8);
- любое другое отклонение от геометрии фигуры (линии пути) положения самолета превышает 90°;
- пропущена установленная фигура или ее часть;
- выполнена любая другая фигура, отличающаяся от изображенной в форме, используемой судьей (обычно форма "B" или "C");
- фигура начата за судьями;
- часть фигуры не видна, так как выполнена в облаке или за ним.
Судья обязан отметить в судейской записке причину (факт), за который поставлена оценка "HZ".
Если следующая за оцененной "0" фигура выполнена правильно в правильном направлении, она должна быть оценена нормальным образом.
Если полет участника был прерван по команде судьи по безопасности, все фигуры, выполненные до команды судьи, оцениваются, за остальные участник получает "жесткий ноль" (HZ).
11.2.11. Если пилот выполняет фигуру настолько далеко от судей, что невозможно точно оценить детали, за исключением случаев "твердого" или "мягкого" нуля, максимально возможная оценка в этом случае должна быть 5.0.
В случае, если судья решает, что детали фигуры не могут быть определены совсем, "мягкий" ноль должен быть поставлен за фигуру.
11.3. Оценка за место пилотажа.
Участники соревнований должны стараться выполнять свои программы в пределах зоны пилотажа (квадрата) и симметрично относительно вторичной (поперечной) оси. В зависимости от высоты и природы выполняемой фигуры, существует также оптимальное расстояние от судей для расположения каждой фигуры. На этом расстоянии геометрические ошибки в фигуре и точный характер фигуры ясны и легко оцениваются.
Когда линейные судьи отсутствуют, особенно важно для каждого судьи рассматривать точное расположение каждой фигуры по сравнению с идеальным и в отношении границ зоны пилотажа.
Высшая оценка дается, когда центральная точка соревновательного полета находится над поперечной осью и каждая фигура оптимально расположена внутри зоны пилотажа. Более полное объяснение принципов оценки места пилотажа дано в Критериях судейства.
Коэффициент оценки за место пилотажа не меняется при наличии или отсутствии линейных судей.
Коэффициент оценки за место пилотажа:
"ПСВП класс неограниченный" - кроме фристайла, "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" - 20;
"ПСВП класс с ограничениями" уровни сложности Второй и Третий - 10.
11.4. Оценка программы "ПСВП класс неограниченный - фристайл".
11.4.1. Судьи оценивают комплекс в целом по десятибалльной системе с точностью до 0,5 балла по десяти критериям:

   -----------------------------------------------------------------¬

¦ Техническое достоинство (160К) ¦
+---------------------------------------------------------T------+
¦Использование многих различных разделов полетного пакета ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Использование аэродинамического управления и ¦К = 40¦
¦гироскопических сил ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Чистота исполнения отдельных элементов маневра ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Комбинация элементов маневров в широком разнообразии ¦К = 40¦
¦фигур, выполненных на разных осях и траекториях ¦ ¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦ Артистическое впечатление (160К) ¦
+---------------------------------------------------------T------+
¦Доставляющее удовольствие и непрерывное течение фигур ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Контрастные периоды динамических и грациозных маневров ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Презентация индивидуальных фигур в их лучшей ориентации ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Размещение индивидуальных фигур в их оптимальные позиции ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦ Место пилотажа (80К) ¦
+---------------------------------------------------------T------+
¦Симметрия ¦К = 40¦
+---------------------------------------------------------+------+
¦Зона пилотирования ¦К = 40¦
L---------------------------------------------------------+-------


Перевод баллов в очки по каждому критерию производится путем умножения на коэффициент сложности.
11.4.2. Оценка судьи за качество выступления участника равна сумме очков по каждому критерию.
Оценка за выступление участника равна оценке за качество минус суммарный штраф за нарушение пределов высоты и времени.
11.4.3. Для хронометрирования полетов по программе "ПСВП класс неограниченный - фристайл" за начало программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки, за окончание программы принимается возвращение крыльев в первоначальное положение после третьей отмашки.
Хронометрирование производится тремя судьями, за время выполнения программы принимается среднее арифметическое показаний трех хронометров.
11.5. Метод вычисления результатов.
11.5.1. При использовании обычного метода отбрасываются наибольшее и наименьшее количество очков, данных судьями участнику за комплекс. Результат определяется как среднее арифметическое показателей оставшихся судей.
11.5.2. При использовании статистического метода результаты определяются по системе, принятой Комиссией ФАИ по высшему пилотажу (СИВА).
11.6. Штрафы.
11.6.1. Прерывание комплекса или добавление фигуры.

   ------------------T----------------T--------T--------------------¬

¦ Класс ПСВП ¦ "ПСВП класс ¦ "ПСВП ¦ "ПСВП класс ¦
¦ ¦неограниченный" ¦ класс ¦ с ограничениями" ¦
+-----------------+ ¦ Як-52" +------T------T------+
¦уровень сложности¦ ¦ ¦Первый¦Второй¦Третий¦
+-----------------+----------------+--------+------+------+------+
¦Величина штрафа ¦150 ¦50 ¦100 ¦50 ¦20 ¦
L-----------------+----------------+--------+------+------+-------


Спортсмен получает штрафные очки (см. таблицу), если он/она прерывает программу:
а) выполнив одну за другой три отмашки;
б) для восстановления направления или положения самолета между фигурами более (чем на 90°);
в) для набора или потери высоты.
После прерывания пилот может возобновить полет:
- с фигуры, непосредственно предшествующей прерыванию;
- с фигуры, на которой комплекс был прерван;
- с фигуры, следующей по комплексу после точки прерывания.
Ни при каких условиях оцененная до прерывания фигура (даже если оценка нулевая) не будет переоцениваться.
Если пилот возобновит комплекс с другого места, будут применяться соответствующие штрафы.
Пример:
1. Комплекс прерван между фигурами 3 и 4. Он может быть возобновлен с фигуры 3 или 4.
2. Комплекс прерван при выполнении 3-й фигуры. Он может быть возобновлен с 3 или 4 фигуры.
Добавление фигуры к комплексу повлечет штраф за прерывание, но все последующие правильно выполненные фигуры должны быть оценены. Например, если добавочная фигура является повторением предыдущей, оценка за первую из них должна быть сохранена, даже если это "0". Ни при каких обстоятельствах спортсмен не должен получить преимущество за счет выполнения добавочной фигуры.
11.6.2. В случае, если пилот прерывает комплекс после неправильно выполненной фигуры, с завершением в неправильном направлении или положении, такое прерывание всегда будет штрафоваться. После этого последующее прерывание может быть рассмотрено как разрешенное, если оно сделано после правильно выполненной фигуры.
11.6.3. Нарушение пределов высоты.

   -----------------T------T------------T------T-----------T------T----------¬

¦ Класс ПСВП, ¦Нижний¦ Штрафуемая ¦Вели- ¦Штрафуемая ¦Вели- ¦Высота ¦
¦ уровень ¦предел¦ высота ¦чина ¦ высота ¦чина ¦дисквали- ¦
¦ сложности (УС) ¦ Н ¦ ¦штрафа¦ ¦штрафа¦фикации ¦
+----------------+------+------------+------+-----------+------+----------+
¦"ПСВП класс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦неограниченный" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Кроме фристайла ¦100 м ¦100 - 50 м ¦250 ¦ ¦ ¦ниже 50 м ¦
¦Фристайл ¦200 м ¦200 - 150 м ¦150 ¦150 - 100 м¦250 ¦ниже 100 м¦
+----------------+------+------------+------+-----------+------+----------+
¦"ПСВП класс ¦200 м ¦200 - 100 м ¦250 ¦ ¦ ¦ниже 100 м¦
¦Як-52" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+------+------------+------+-----------+------+----------+
¦"ПСВП класс с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ограничениями" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------------+------+------------+------+-----------+------+----------+
¦УС Первый ¦200 м ¦200 - 150 м ¦150 ¦150 - 100 м¦300 ¦ниже 100 м¦
+----------------+------+------------+------+-----------+------+----------+
¦УС Второй ¦400 м ¦400 - 300 м ¦250 ¦ ¦ ¦ниже 300 м¦
+----------------+------+------------+------+-----------+------+----------+
¦УС Третий ¦600 м ¦600 - 400 м ¦100 ¦ ¦ ¦ниже 400 м¦
L----------------+------+------------+------+-----------+------+-----------


За превышение верхнего предела высоты 1000 м при выполнении комплексов классического стиля спортсмены группы "ПСВП класс неограниченный" штрафуются на 50 очков
11.6.4. Нарушение пределов времени.
В программе "ПСВП класс неограниченный - фристайл" любое отклонение от времени, разрешенного для выполнения программы, влечет за собой наложение штрафа в 10 очков за каждую лишнюю (недостающую) секунду (долю секунды).
11.6.5. Если в результате неправильно выполненных отмашек невозможен хронометраж упражнения ("ПСВП класс неограниченный - фристайл") - спортсмен штрафуется на 500 очков.
11.6.6. За выполнение пилотажа в зоне ожидания пилоту выставляется "0" за программу. За выполнение пилотажа в зоне ожидания во время тренировочного полета спортсмен лишается права выполнения тренировочного полета, ему дается команда прекратить полет и произвести посадку.
11.6.7. За повторение разрешенных фигур безопасности или выполнение любых других фигур спортсмен получает 30 штрафных очков.
За тренировку элементов неизвестных комплексов (п. 2.1.4.а) спортсмен получает "0" за неизвестную программу.
11.6.8. За превышение максимально допустимой для данного типа самолета эксплуатационной перегрузки спортсмен дисквалифицируется на соревнования.
11.6.9. Нарушение пределов квадрата.
Нарушение пределов зоны пилотирования ("ПСВП класс неограниченный" - кроме фристайла, "ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52") штрафуется при наличии линейных судей.
За каждое нарушение зоны пилотажа на более чем 50 м, и за каждую фигуру, начатую более чем на 50 м, вне зоны пилотажа спортсмен получает штрафные очки.
Нарушением зоны пилотажа считается, когда линейный судья видит, что фюзеляж самолета пересекает обозреваемую им линию, даже если это случается несколько раз на одной и той же фигуре. Нарушение засчитывается, если оно подтверждено обоими судьями на одной и той же линии. Величина штрафа на нарушение зоны пилотажа:
"ПСВП класс неограниченный" 30 очков
"ПСВП класс с ограничениями", "ПСВП класс Як-52" 20 очков.
11.6.10. Участники, опоздавшие к своему вылету по жеребьевке без уважительной причины, штрафуются:

   -----------T---------------T--------T----------------------------¬

¦Класс ПСВП¦ "ПСВП класс ¦ "ПСВП ¦"ПСВП класс с ограничениями"¦
+----------+неограниченный"¦ класс +---------T---------T--------+
¦ уровень ¦ ¦ Як-52" ¦ Первый ¦ Второй ¦ Третий ¦
¦сложности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----------+---------------+--------+---------+---------+--------+
¦Величина ¦250 очков ¦100 ¦200 очков¦100 очков¦50 очков¦
¦штрафа ¦ ¦очков ¦ ¦ ¦ ¦
L----------+---------------+--------+---------+---------+---------






Приложение № 1

СХЕМА ЗОНЫ ПИЛОТИРОВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ СУДЕЙ

50 м _
   --->¦  ¦<---                                               --¬    ¦

_ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
--¬¦ ¦ LT- \/
¦ ++--+----------------------------------------------------+-------

L--¦ ¦ 50 м
¦ +-T-----¬
   ------¬            
   ------T--+-------

¦ ¦ +------ L-T-T-- L---T-+ /\
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-- L-- L-- ¦
¦ --¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-- ¦ ¦
¦ --¬ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-- ¦
¦ --¬ ¦\ --¬ ¦\ --¬ ¦ ¦
¦ ¦ +---¬ ----¬ ----+ \ --+ +-¬ ----+ \ ----¬ ----+ ¦ 1000 м
¦ ¦ +---- L---- L---+ / L-+ +-- L---+ / L---- L---+ ¦ ¦ ¦
¦ L-- ¦/ L-- ¦/ L-- ¦
¦ --¬ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-- 50 м ¦ ¦
¦ --¬
   --->¦   <--  ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ L-- ¦ ¦
¦ --¬ --¬ ¦ --+ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ +---¬ --+-+-¬ \/ ----+ ¦ ¦ \/
¦ +-+---- L------
   ----+---+-+--+-------

¦ ¦ 50 м ¦
+ -¦- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -+ -+
-+¬ ¦ /\ ¦ -+¬
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 150 - 250 м
L-- ¦ ¦ ¦ L--
- ¦ ¦ -
¦
   ------------------------+----------

¦
   ------------------¬               ¦        /\

¦ ¦судейская позиция¦ ¦ ¦
¦ L------------------ ¦ ¦
¦<----------------------------------------------->¦
1000 м
_
--¬
¦ ¦ - место расположения линейных судей.
L--


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Связаться с автором сайта: scomm@mail.ru